Что не так с Neon Genesis Evangelion

Как-то мы с Владиславом собирались записать подкаст по «Еве», а потом оказалось, что ему особо про «Еву» нечего сказать. А я, понимаешь, специально для этого пересмотрел сериал — и выяснил, что у меня к нему тонна претензий. Полгода спустя я вспомнил про этот документ и решил черновики опубликовать — не пропадать же им.

Основная мысль такая: когда тебе 15 лет, и ты истеричный подросток, не видевший в своей жизни ничего, кроме западного дерьма, подростка удовлетворить не могущего в принципе, конечно, «Ева» впечатляет. Но сейчас мне 36, и на истеричное дерьмо и невменяемые полунамёки вместо повествования у меня больше терпения нет.

Говоря языком мемов:

Общая проблема героев – в том, что у них вообще нет закадровой жизни, историй из прошлого, каких-то ещё знакомств. Неудивительно, что они одиночки: они существуют в вакууме. Особенно хорошо это заметно по четвёртой серии — фактически, первой, где реально какая-то психология начинает проявляться, и едва ли не единственной запредельно претенциозной, с экспрессионистским оформлением и длинными паузами. Синдзи там переживает дилемму ежа, которая ощущается несколько фальшивой: все думают, что он уедет, боясь сблизиться с одноклассниками и Мисато, но ехать-то ему некуда. Вне Токио-3 у него никого и ничего нет.

То же самое — «никого и ничего» можно сказать про Аянами. Она агрессивно пустая, и любовь к Гендо — единственное, что отличает её от робота. А её единственное занятия и предназначение — быть затычкой для Евы-00. «То, что я пилотирую робота, соединяет меня с другими». Пффф. Не очень понятно, кстати, почему она живет не в геофронте. Потребностей-то у нее нет. Ей не нужна собственная квартира и контакты в школе. Ей вообще ничего не нужно.

Ещё одна выдающаяся серия, помимо четвёртой, — это седьмая. Её все забывают обычно, потому что там нет детей и чертей. Там две женщины едут к бюрократам и бесятся от наглости и некомпетентности правительства (Анно потом про это же «Годзиллу» снял, я так понимаю). Эта серия — бенефис Мисато, и этим она замечательна: Мисато не избранная, у неё нет ни каких-то особых умений, ни даже приказов, и угрозы всему миру, как в остальных сериях, тут нет. Это честный и искренний акт героизма от самого живого и непосредственного персонажа сериала. Да, это филлер, но в итоге я ему рад даже больше, чем рутинным чертям.

Впрочем, вся середина сериала – сплошной филлер. Это типичный процедурный сериал, в котором предыдущая серия не влияет особо на события последующей. Сохраняется сквозное статус-кво, ничего важного не происходит, детишки просто валят неинтересных ангелов. А то и не детишки. В серии, где Рицуко буквально взламывает ангела, она практически не раскрывается: мы узнаём лишь о том, что она с мамкой не очень ладила. Местами это работает как закладка фундамента для дальнейших откровений, но в целом середина сильно провисает.

С другой стороны, это, возможно, работает как обманный маневр. Мы забываем начало сериала, то, что это история о глубоко сломанных людях, и перестаём ждать в дальнейшем какой-то трагедии. В процедурках никто не умирает, ничего не происходит, зритель находится в зоне комфорта.

Тут и Гендо внезапно благодарит Синдзи (чего он в суровом начале не делал словно принципиально – хотя первая победа произошла благодаря Синдзи, и без него все бы вымерли давно), и Аска прислушивается к другим, пусть и со своим налётом снисходительности.

Характерный момент из 12 серии. Мисато придумывает план, шанс на удачу которого меньше, чем 1 из миллиона, но на деле, когда мы видим, что именно делают пилоты, это кажется едва ли не наименее опасным, чем сражения с остальными ангелами. Чтобы мотивировать пилотов на эту якобы суицидальную миссию, Мисато обещает их накормить чем они захотят, и Аска поначалу расчехляет каталог стейков, а потом, когда Рей говорит, что она ненавидит мясо, в итоге они едят рамен, и Аска еще упоминает, что она решали сжалиться над кошельком Мисато. Это, наверное, единственный случай, когда она заботится о других. Это могло бы быть фундаментом для дальнейшего их развития, но нет, это процедурка, поэтому никаких последствий у этого не будет. Как бы то ни было, середина сериала не несет в себе никакой ценности, никакого веса, хоть ты философию там ищи, хоть психологию.

Или вот взять 10 эпизод, в котором Аска буквально принимает свою смерть, а потом её геройски спасает Синдзи. Никаких последствий, ничего. Зато в истерическом финале Аска после первого же поражения буквально ломается пополам, и её не отпускает во многом тот факт, что Синдзи доделал то, что она не смогла.

Что же до этой так называемой «философии», этого хвалёного «лора», то извините, но его тут нет. Сериал жонглирует сущностями и отсылочками, не привязывая их ни к чему ощутимому или важному. Это типичное японское пустословие, которое подрывает повествование. Иронично, вообще, что Гендо постоянно сидит в позе «все идёт по кейкаку», когда на самом деле ничего у него нормально не идёт, он практически ни к одному ангелу не был готов.

Непонятно, как работает Рей. У них куча клонов без души, но, чтобы работало АТ-поле, нужна душа. Что, у Рей одна душа на всех и она мигрирует из тела в тело? Почему тело Рей вообще АТ-полем удерживается? Почему в конце оно перестаёт работать, хотя для самой Рей ничего не изменилось?

Последние две серии – это бессвязная череда буллшита. Нам показывают «Аску в сердце Синдзи и Синдзи в сердце Аски», но это две сущности, которые никогда не встретятся и которые друг для друга непостижимы.

История Аски понятна и прямолинейна. Однако мы не видим, например, её перспективу, то, какими она видит тех же Рей, Синдзи, Мисато, Кадзи. Финал очень любит словами проговаривать существование разницы между реальностями каждого индивида, но даже не думает это раскрывать.

Нам и реальность Синдзи-то не особо показывают. В 26 серии нам говорят, что Синдзи заперся от остальных в своём манямирке, но и там ему через плечо шепчут все остальные персонажи свои дебильные нравоучения – и я не принимаю, что это внутренние голоса Синдзи, потому что он сам ни до чего додуматься не способен, да и там достаточно широкий спектр тезисов представлен. Синдзи тупой и никчемный. EoE же говорит, что Синдзи сбежал от проблем в свой вымышленный мир грёз. Но мы и его не видим.

ЕоЕ начинается с того, что Синдзи боится Мисато и Рей. С Рей понятно, но Мисато всегда его поддерживала, вплоть до того, что готова была ему отдаться. Столь резкое отторжение её с последующим принятием того же жеста Каору можно было бы трактовать как гейство, однако в ЕоЕ отвергнувший Мисато Синдзи бежит к Аске, к которой он не проявлял никаких тёплых чувств ранее, и бодрячком на нее дрочит. Я не вижу в этом какой-либо последовательности, эволюции его желаний или отношений с кем-либо из персонажей. Он говорит Мисато, что она для него чужая, когда она буквально самый близкий ему человек. Они прожили вместе минимум полгода, прошли через чёрте что, и она за минуту до этого буквально закрыла его своим телом. Невозможно на это всё смотреть.

Вообще весь финал состоит сплошь из неудобных вопросов. Нерв даёт бой захватчикам, но зачем? Они не идейные культисты, чтобы умирать за Гендо, им совершенно не на что надеяться. Весь финал – одна большая тщетность.

Если Зеле хотели инициировать третий импакт с Евами, то им ничего не мешало это сделать. Как и Гендо. Он дождался атаки Зеле и только после этого пошел делать свой план? Почему не сразу после Каору?

«Люди – 18й ангел, остальные – возможные варианты, не ограниченные человеческой формой». При этом Каору весьма себе имел форму человека. Тема ангелов не раскрыта совершенно.

Сцена битвы Аски с серийными Евами, конечно, лучшая в сериале, но и она вся сделана на отъебись. Они стоят и позволяют ей развалить их по очереди, а потом двойной меч размером с небоскреб превращается в копье, пронзающее АТ-поле, а потом они все, получившие совершенно критический урон, просто встают. Таким образом, эта сцена – эмоциональная манипуляция зрителя, игнорирующая какую-либо внутреннюю логику. Такое необходимо осуждать.

Рей отказывает Гендо в его планах на апокалипсис, говоря, что её зовёт Синдзи. Но у неё с Синдзи нет никакой эмоциональной связи. У второй Рей она была с обоими Икари, у третьей же нет ничего. Это её важнейший акт неповиновения, и за ним ничего не стоит. Более того, Синдзи её не зовёт – только что он говорил, что Рей его пугает. И на его месте логичнее было бы думать о мамке, которую он уже давно в Еве-01 узнал. Но дальше в своём майндскейпе Синдзи опять продолжает звать Аску и говорить, что она якобы для него единственная. Но между ними не было никакой химии, никакого интереса. Один поцелуй только, и то с инициативы Аски – из вредности к Кадзи. Как будто Анно за пару лет между созданием сериала и полнометражки забыл вообще, что он городил в сериале, и решил зашипить ОТР там, где был открытый вопрос.

Сцена апокалипсиса затянута и чересчур искусственна. Кадры с реальной Японией – это просто тупое претенциозное говно от режиссёра, который слишком зазнался. Хроно Кросс передаёт привет.

Ну и финал. Синдзи после всех этих «омедето», после диалога с мамкой в ЕоЕ, после всего того оптимизма, что мы видим, в дивном новом мире, который он сам же и создал, первое, что делает, — начинает душить Аску. Почему? Почему?! В юношестве меня эта сцена очень шокировала, но, опять же, отбросив это сильное первое впечатление, я хочу задаться вопросом: а чем эта сцена вообще подкреплена? Что из сериала и фильма хоть как-то к ней подводит? Я не вижу ничего.

По итогу что я получил? Банальный процедурный меха-экшен, под конец выкручивающий на максимум градус истерики вопреки логике и вменяемости повествования. С ровно одним персонажем, у которого есть плюс-минус раскрытое прошлое, какие-то знакомства, связи, тараканы в голове, проблемы, рефлексия и арка развития. Думаю, не надо проговаривать вслух, кто это.

А новые полнометражки я как-нибудь ещё посмотрю. Возможно, напишу про них что-нибудь отдельное.