Обзор Sonic the Hedgehog 4 | Sonic Team не смогла

🌍 07 октября 2010 – 15 мая 2012

«Сиквел, которого ждали 16 лет» – под таким девизом первый эпизод Sonic the Hedgehog 4 появился на PSN, XBLA и WiiWare. С самого своего анонса четвертый «Соник» стремился во всем угодить фанатам классических частей сериала, и это ему удалось с переменным успехом.

Прежде чем взяться за описание новинки, давайте кинем быстрый взгляд в прошлое. В начале 90-х вышло пять игр про Соника, считающихся классикой жанра двумерных платформеров и являющихся предметом обожания тысяч, а возможно, и миллионов геймеров по всей Земле: три номерные, Sonic & Knuckles и Sonic CD (о которой все обычно почему-то забывают). Главной «фишкой» синего ежа всегда была скорость – как известно, единственное, в чем Mega Drive превосходила своего главного конкурента, SNES, была производительность процессора, и Sega изо всех сил этот факт старалась превознести. И мчащийся на (якобы) скорости звука мэскот компании словно доказывал, что только ее консоль способна на «blast processing».

Обзор Sonic the Hedgehog 4 | Sonic Team не смогла

Таким образом, идеальный уровень Sonic the Hedgehog обязан позволять ежу показать свое умение быстро бегать – то есть должны быть обширные пространства без каких-либо врагов или серьезных препятствий, которые могут остановить героя. При этом, само собой, нельзя допускать, чтобы уровень пробегался слева направо при помощи одной лишь зажатой кнопки, и хорошо бы еще иметь несколько «этажей», по которым герой сможет передвигаться. Самый верхний, с которого легче всего свалиться, будет и самым престижным, и самым богатым на всякие полезности. А в том случае, если ежа все-таки надо будет замедлить, динамика геймплея все равно обязана поддерживаться на высоком уровне: проходя линейную череду препятствий и врагов, игрок не должен забывать, что он играет не в очередной платформер, а в «Соника».

И, как это ни иронично, в оригинальной части сериала только две зоны из шести удовлетворяли вышеописанным критериям – Starlight и Green Hill. Лишь треть игры! Оставшиеся две трети – образец, прямо говоря, плохого геймдизайна. Они или медленные, или очень сложные – но в любом случае в них на место Соника можно поставить любого другого персонажа из 16-битных платформеров (хоть того же Кулспота) и не почувствовать большой разницы. Перепрыгивать шипы в подводном лабиринте всяк горазд, а мчаться на огромной скорости мимо взрывающихся бомб под звездным небом – только Соник.

И разработчики это поняли к сиквелу. Sonic the Hedgehog 2 не грех назвать идеальной: здесь скорость и сложность подаются в точно выверенных пропорциях, не перевешивая друг друга, а уровни яркие, разнообразные и интересные. Хорошая традиция продолжилась и в Sonic 3 с ее аддоном (как еще можно охарактеризовать S&K?), но там же и закончилась. Геймплей в последующих спин-оффах сериала был далеко не так хорош, а начиная с Sonic Adventure приключения синего ежа принялись обрастать сюжетом редкой поганости. Рос и ширился фурревый пантеон персонажей – один другого хуже. Совершенная форма жизни, черный еж, выведенный искусственным путем с помощью инопланетного гена, обладающий сверхсилами и палящий из огнестрела, – боже, что за бред! И ведь этому персонажу Sega посвятила целую игру!

Вообще, вся эта безвкусица сопровождала Соника всегда – плохие произведения «по мотивам» выходили на протяжении всего жизненного цикла сериала. Важно тут одно – в классической четверке игр для Mega Drive (Sonic CD с его спасением розовой барышни идет лесом) ни один из персонажей не проронил ни слова. Да и количество этих самых персонажей было минимальным: сначала один, потом два, потом три играбельных и извечный злодей – доктор Роботник. И все.

Обзор Sonic the Hedgehog 4 | Sonic Team не смогла

К этому минимализму и возвращается четвертая часть. На сей раз создатели игры даже несколько перестарались: прочь пошли и Наклз, и даже Тейлз, осталось лишь противостояние Соника и Роботника – совершенно вне контекста предыдущих частей (события Sonic 2, 3 и Knuckles достаточно плотно связаны между собой в единую сюжетную линию). Словно и не было всех этих яиц смерти и полетов в космосе за мастер-изумрудом!

Возврат к классической механике означает и смену формата: в наше время никто не выложит 50-60 долларов за коробку с двумерным платформером. Вместе с тем скачиваемые игры нынче в почете, и Mega Man 9 наглядно показал, что сделанный для узкого круга ретролюбов проект вполне может окупиться. С ценой, правда, Sega переборщила: $15 – слишком уж много за всего лишь четыре зоны по три акта каждая.

За последние 16 лет Sonic Team произвела на свет такое количество неудачных экспериментов с синим ежом, что, создавая Sonic 4 на радость фанатам, разработчики, очевидно, боялись ввести в игру вообще хоть что-то новое. С одной стороны – да, именно этого мы и хотели, Sonic 4 такая же, какими были и классические части. С другой, в этом-то вся и проблема – она действительно абсолютно такая же. Не только в механике – в дизайне уровней, в бестиарии, в боссах и их паттернах атак. Нередко новые части сериалов с длинной историей так или иначе ссылаются на предыдущие выпуски соответствующих циклов, но Sonic 4 бьет все рекорды: она как будто бы сделана из кусков первых двух частей. Причем из не лучших кусков. Splash Hill = Green Hill, Casino Street = Casino Night, Lost Labyrinth = Labyrinth, Mad Gear = Metropolis, а финальная зона с боссами, E.G.G. Station – вылитая Death Egg из второй части. Странный выбор, не правда ли? Кроме первой, ни одна из вышеперечисленных зон не была любима народом в оригинале! Впрочем, стоит отдать разработчикам должное: новые уровни гораздо лучше старых.

Обзор Sonic the Hedgehog 4 | Sonic Team не смогла

Про геймплей рассказывать практически и нечего: любой человек, интересующийся видеоиграми, знает, что такое Sonic the Hedgehog. В Sonic 4 есть только одно заметное отличие от классических частей – самонаводящаяся атака в прыжке, позволяющая ежу и до врагов добраться с небольшого расстояния, и до ближайшей пружины долететь поскорее. Эта способность Соника делает геймплей еще более динамичным, но, вместе с тем, также заметно его упрощает.

Первый эпизод Sonic the Hedgehog 4 вышел очень простым. Не могу даже представить себе обстоятельства, при которых кто-то, знакомый с платформерами не понаслышке, сможет увидеть экран Game Over. Здешняя сложность к тому же крайне неоднородна: обычно пробежать через весь уровень не составляет большого труда, однако рядом с финишем зачастую поджидает или хитрая ловушка, или пропасть, через которую перемахнуть получится, только хорошенько приноровившись. Таким образом, получается, что пройти игру сможет каждый, а вот на сбор семи изумрудов (что, как заведено, необходимо для хорошей концовки) сил и терпения хватит у немногих. Ведь изумруды получаются в бонус-уровнях, куда пускают только донесших до конца уровня полсотни колец. А сами эти этапы в «Сониках» всегда были ужаснее некуда: разработчики почему-то решили, что в них можно творить все, что заблагорассудится, и в каждой новой части придумывали новый эпилептический кошмар. Sonic 4 и здесь ухитряется походить на оригинал: Соник находится в лабиринте, который вращается по часовой стрелке или против (этим управляет игрок при помощи крестовины или гироскопов). Собирая кольца, чтобы открывать двери, и по возможности торопясь (беспощадный таймер подгоняет), синий еж должен достичь изумруда, ни разу не напоровшись на один из множества восклицательных знаков, одно касание которых тут же завершает уровень. Управление здесь – сущая пытка, сложность – колоссальная, цена проигрыша – перепрохождение какого-нибудь уровня целиком.

Обзор Sonic the Hedgehog 4 | Sonic Team не смогла

Кстати, об управлении. Относительно него Sonic Team приняла весьма неожиданное решение: она полностью лишила Соника инерции. То есть если разогнаться, прыгнуть и в прыжке отпустить направление движения на крестовине, ежик тут же упадет вертикально вниз. Как ни странно, это никак не сказалось ни на геймплее, ни на удобстве: достаточно привыкнуть за первые же пять минут к необходимости удерживать «стрелочку», и дальше все идет как по маслу. Для многих фанатов, впрочем, эта перемена стала едва ли не самым главным недостатком игры.

На мой же взгляд, главная проблема Sonic 4 – безликость. Хотелось бы, чтобы в последующих эпизодах разработчики позволили себе чуть больше вольностей – если не в геймплее (тут все-таки опасно), то хотя бы в дизайне врагов и декораций. А то, право слово, это выглядит не как «сиквел, которого ждали 16 лет», а как сборник ремейков не самых лучших уровней из классики сериала. Самое важное в Sonic Team усвоили: игровая механика – то, что надо, дизайн уровней близок к описанному выше идеалу, осталось только добавить чуток индивидуальности, и возвращению синего ежа можно будет начать петь дифирамбы.

____________________________________

Увы, до дифирамбов дело не дошло. Во втором эпизоде вроде бы и инерцию вернули по просьбе фанатов, и уровни обрели какое-то подобие самобытности, но результат все равно не фонтан.

Первым же делом по ушам бьет музыка. Саундтрек всегда был сильной стороной «Соников», и композиторам Generations удалось создать восхитительную подборку мелодий. А S4E2 встречает нас жалкими попытками имитировать ретро-звучание, не похожими на MIDI-синтезатор Mega Drive и вместе с тем практически лишенные мелодичности, присущей любимым фанатами темам: в здешнем звучании преобладают ударные и басы.

Хуже всех оказалась тема босса, которая не только сама по себе убога, но еще и длится всего десять секунд, после чего повторяется снова и снова. К несчастью, сражения с боссами в S4E2 невыносимо затянуты: гадкий Роботник вылезает из неуязвимости раз в полминуты для одного удара, добиваясь этим не увеличения сложности, а лишь излишнего раздражения.

Главным нововведением второго эпизода стало возвращение Тэйлза, бессменного напарника сверхзвукового ежа. Если в классических частях неубиваемый лис обычно занимался черте чем и Сонику никак не помогал, то S4E2 позволяет ежу в любой момент призвать товарища к себе и исполнить с ним какой-нибудь совместный трюк – например, свернуться вдвоем в один клубок и покатиться, сшибая все на своем пути. Основное же использование хвостатый соратник находит в качестве транспортного средства – летающий лис способен возить на себе Соника по воздуху. Теперь ошибки в платформинге и падения в пропасть уже не столь критичны: Тэйлз готов всегда прийти на помощь.

Раз героев нынче двое, решили разработчики, то можно организовать и кооперативное прохождение. Камера в мультиплеере ведет себя демократично и следует не исключительно за первым игроком, а за тем, кто вырывается вперед. На практике это значит, что Тэйлз берет реванш у Соника за все те годы, что тот оставлял его за кадром. Ведь Тэйлз может проходит все уровни самостоятельно, постоянно оставляя Соника позади: в тех местах, где ежу понадобилась бы помощь, лис сам способен взлететь куда нужно. Совместные действия чаще мешают обоим участникам, чем помогают, особенно на уровне а-ля Sky Chase из Sonic 2: стоит Сонику там попытаться что-то сделать, как он тут же валится с самолета. Таким образом, кооператив в S4E2 оказывается лишь незначительным довеском, а никак не полноценным режимом.

Обзор Sonic the Hedgehog 4 | Sonic Team не смогла

Дизайн уровней S4E2 преимущественно следует стандартной сониковской схеме: существует несколько ярусов, и, хоть, перемещение по верхнему более быстро и престижно, ошибающиеся в прыжках все равно могут доползти до финиша и по самому низу. Впрочем, хоть в целом этапы и неплохи, местами встречаются совершенно идиотские моменты. Например, если дуэт героев в подводном уровне не успевает вовремя проплыть финальный участок пути, то они оказываются замурованы без возможности выбраться назад или хоть как-то пройти вперед.

Sonic the Hedgehog 4 Episode 2 красива, но это ее достоинство – единственное, после которого не хочется вставить какое-нибудь «но». Вышедшая между двумя эпизодами Generations показала, какой может быть игра про классического Соника, и после нее всего лишь неплохая S4E2 уже не вызывает того энтузиазма, с которым в свое время встречали первый эпизод.

Написано 18 октября 2010 и 9 июня 2012 для «Страны Игр»

____________________

На этом и закончились попытки японцев вернуться к классическому Сонику. Два жиденьких трусливых эпизода без нормального начала и конца — и всё, инициатива заброшена и забыта. Через десять лет после выхода второго эпизода о четвертом Сонике никто и не вспоминает, а фанаты в Sonic Mania доказали всем, что они гораздо лучше понимают свою любимую серию, чем Sonic Team. Которая и по сей день продолжает позориться.

6.5