Обзор The Walking Dead: Survival Instinct | смерть неизбежна

Обзор The Walking Dead: Survival Instinct | смерть неизбежна

? 19 марта 2013

За 2012 год в рунете стремительно набрали популярность мемы, связанные с темой безысходности. Всё тлен, всё бессмысленно, все обречены – настроения, навеваемые жизнью в «экзистенциальной России», как нельзя хорошо подходят зомби-апокалипсису. «We are the walking dead».

Обзор The Walking Dead: Survival Instinct | смерть неизбежна

Художественные произведения, в качестве своего сеттинга – и автоматически центральной темы, потому что как же иначе – избравшие зомби-апокалипсис, мне, как человеку, для которого произведение во многом определяется его концовкой, обычно кажутся заведомо непривлекательными. Ну к чему могут идти герои, когда весь мир заполонен живыми мертвецами, цивилизация рухнула, и нет никакой надежды на возвращение к нормальной жизни? Чего они вообще могут добиться? Недолгого продления своего бессмысленного существования?

Понятно, что ответом на подобные претензии будет «важно не то, чем все закончится, а то, как к этому финалу придут герои». Тем не менее, большинство подобных произведений не оправдывает своего существования и означенным «как», сводящимся, как правило, к описанию того, как глупые люди творят разные глупости. На их фоне выигрышно смотрится игра The Walking Dead от Telltale, победившая неизбежно возникающий фатализм пробуждением в игроке неподдельной заботы о персонажах, оказавшихся в безвыходной ситуации. О том, какими методами она достигает этого эффекта и какую ценность несет для истории видеоигр, я рассказывал в ее обзоре, и повторяться тут смысла нет. А вот в The Walking Dead: Survival Instinct, шутере, основывающемся на все той же медиавселенной, не важно ни окончание пути героев, ни то, что им встретится на пути. Ничего не важно. Всё тлен.

Едва ли не главный selling point игры – участие в озвучании актеров, играющих роли братьев Диксонов в сериале. Но если Мерл местами и правда смахивает на психа, то Дэрил словно спит на ходу: Норман Ридус в Survival Instinct играет преотвратительно. А ведь у него главная роль! Декорации хоть довольно однообразны (а что тут поделать, вся Джорджия такая), но выглядят по крайней мере пристойно, чего нельзя сказать о зомби, которые к тому же повторяются буквально через одного

Едва ли не главный selling point игры – участие в озвучании актеров, играющих роли братьев Диксонов в сериале. Но если Мерл местами и правда смахивает на психа, то Дэрил словно спит на ходу: Норман Ридус в Survival Instinct играет преотвратительно. А ведь у него главная роль! Декорации хоть довольно однообразны (а что тут поделать, вся Джорджия такая), но выглядят по крайней мере пристойно, чего нельзя сказать о зомби, которые к тому же повторяются буквально через одного

Уже туториал, начинающийся сразу же, без какого-то вступления, настраивает на верный лад. Вокруг – лес, но выйти в него нельзя: передвижение ограничено руслом почти пересохшей речки. Игра объясняет, что в ней можно прыгать, бегать, приседать и стрелять – после чего подконтрольного нам персонажа съедают зомби. Безысходность.

После вступительных титров нас знакомят с протагонистом – Дэрилом Диксоном, одним из героев сериала и по совместительству сыном скушанного в лесу неудачника. Начинается первая миссия – собрать несколько баллонов с горючим для машины, чтобы уехать куда подальше. Как вскоре выяснится, это стремление украсть бензин и драпать красной нитью проходит через всю игру; это, фактически, главное, чем тут предстоит заниматься. И, конечно же, питать каких-то иллюзий насчет финального пункта назначения не стоит: из сериала ясно, что Диксон с братом выживут. Остальным же встреченным по пути людям можно смело улыбаться в лицо: они уже мертвы.

Несмотря на то, что ближе к середине игры Дэрил вызволяет из передряги своего братца Мерла, а практически в каждом городке находятся персонажи, готовые при том или ином условии присоединиться к (прямо говоря, довольно несимпатичной) компании, никаких напарников тут нет: все приходится делать самому. Это «все», как правило, состоит из следования по стрелке компаса, сбора каких-нибудь предметов и возвращения к машине. Параллельно с Дэрилом можно выпустить погулять и пассажиров его машины, вооружив их (или нет) и наказав искать патроны, аптечки или топливо. При этом проводить или хотя бы увидеть их где-то на уровне нельзя, и велик шанс, что из экспедиции они не вернутся. И никто не будет их жалеть или вспоминать.

Сам Дэрил может с легкостью справиться с одним зомби: толчок в грудь остановит нападающего и даст время зайти к нему за спину и прирезать ножом. Этим придется заниматься добрую половину игры: кувалда, способная упокоить мертвяка с одного удара в лицо, появляется слишком поздно, а стрельба в Survival Instinct чревата тем, что на звук сбежится больше врагов, чем у Дэрила найдется с собой патронов. Здоровье у него не восстанавливается само собой, аптечки и патроны ограничены, а встреча уже с двумя преграждающими путь противниками ничего хорошего не сулит – иными словами, слово «survival» в название игры закралось не зря. Выживать тут действительно непросто, хоть винить в этом приходится кривое управление и бесталанный геймдизайн. Впрочем, схваток с нежитью можно и избегать: куда проще добежать до следующего чекпойнта, минуя медленных зомби. Всех все равно не перебить: стоит отвернуться, как за спиной из ниоткуда появятся новые, словно подчеркивая, насколько все безрезультатно и бессмысленно.

Обзор The Walking Dead: Survival Instinct | смерть неизбежна

На протяжении игры Диксоны колесят от одного города к другому. Маршрут выбирать нельзя – можно лишь рекомендовать им ехать по проселочным дорогам (больше шансов наткнуться на что-то полезное, но и расход топлива выше), улицам или шоссе (минимальные траты бензина, но почему-то огромный шанс поломки). Топлива на всю поездку не хватит, и, что бы вы там ни выбирали, для дозаправки или починки Дэрилу придется остановиться у закусочной. У одной и той же. Каждый раз. Закусочная неизбежна, как смерть.

Бывают и другие события по дороге – например, на шоссе может встретиться затор, который надо ликвидировать, толкая машины вручную. Или же его можно объехать. Какая разница? Итог-то все равно один.

Сперва я запустил английскую версию игры. Озвучка не работала вообще: какие-то персонажи беззвучно открывали рты, какие-то и этого не делали. Переход на русские субтитры проблему решил, но с ними стало играть заметно больнее

Сперва я запустил английскую версию игры. Озвучка не работала вообще: какие-то персонажи беззвучно открывали рты, какие-то и этого не делали. Переход на русские субтитры проблему решил, но с ними стало играть заметно больнее

Как-то раз Владислав, мой соведущий в подкасте, в ответ на жалобы на ужасный геймплей «Мора. Утопии» заявил, что, дескать, в этом и заключается суть игры, что игрок должен получить экзистенциальный опыт, выстрадать все это вместе с героем. С этой точки зрения можно найти оправдание и для The Walking Dead: Survival Instinct. В конце концов, с чего все взяли, что игры про живых мертвецов должны быть увлекательными? Жизнь сера и скучна. Зомби одинаковы. Машина, закусочная, нож, затылок, нож, затылок, бензин, машина. Рутинный, однообразный геймплей Survival Instinct погружает в настоящую атмосферу зомби-апокалипсиса, вызывающую не радость от безнаказанности собственных поступков, а апатию от ощущения тщетности всего происходящего. Тут разве что построкового саундтрека не хватает.

Терапия продлится недолго: часов через пять-шесть по экрану побегут финальные титры, во время которых мы сможете поразмыслить о том, насколько вы постарели за время прохождения этой игры, на что тратите свою жизнь и как бренно все сущее. Еще можете попробовать найти смысл жизни, но это у вас вряд ли выйдет.

Написано 7 апреля 2013 года для «Страны Игр»

______________________________________________________

Кажется, все быстро забыли про Survival Instinct, но почему-то полюбили другую игру про тотальную безнадёгу, унылую рутину и сонного Ридуса. Странные дела!

3.0