Тут на днях закончилось аниме Danganronpa 3, и надо бы отписать, что там как. В случае с этим, гхм, произведением мне жаль, что мой этот блог цензурен, потому что наиболее искренний отзыв на это аниме состоял бы из ругательств чуть менее, чем полностью. Если вкратце: автор просрал всё, включая и две хорошие игры, которые мне нравятся и которые я много кому рекомендовал. Теперь уже не знаю.
В общем, если вы не прошли и собираетесь, то пройдите все же две части DR – и остановитесь на этом. Вы НЕ хотите видеть, в какой клоаке их утопил сценарист. А еще вы не хотите ходить под кат, потому что там одни спойлеры и ничего, кроме спойлеров.
Начать я попробую издалека – с того, как шло мое знакомство с первой частью. Персонажи в массе своей у меня симпатий не вызвали, кроме одного – на фоне гипертрофированных алтимейтов выгодно выделялась Джунко, которая вела себя на удивление естественно. Оно и понятно: Джунко была ненастоящей, а притворявшаяся ей Мукуро – вовсе не алтимейт актриса, чтобы хорошо роль играть. Но именно ее эта непосредственность и оказалась наиболее привлекательной.
Ну и, как известно, она умерла в самом же начале игры, после чего я героям желал исключительно зла. А зло там было представлено в очень ярком и забавном виде – ну, я думаю, вы и так заметили Монокуму на всех моих аватарках. Веселый маскот, который издевается над тупыми анимешными долбоносиками – чудесный же персонаж, лучший! И все почести, конечно, достаются человеку, стоящему за этим персонажем, – настоящей Джунко.
Первая часть представляла ее как алтимейт модницу, и мне казалось безумным, что она одна с таким талантом могла учинить апокалипсис, происходящий вне школы. Однако последующие выпуски устроили нужный в данном случае реткон и объявили ее алтимейт аналитиком: умея все анализировать и просчитывать наперед, она постоянно скучает. Оттого она и меняет личины как перчатки.
А еще у нее перманентный despair. Это мне тоже нравится: у многих злодеев есть какой-нибудь дурацкий origin story, рассказывающий о том, как из-за какого-нибудь эксперимента/травмы они потеряли кусок своей человечности. А у Джунко – нет. Она всегда такая была, у нее мировосприятие такое. «Я так вижу».
А еще она не жалеет ни себя, ни своих близких: ее despair не только садистский, но и мазохистский. Ее планы всегда содержат в себе лазейку, позволяющую их обрушить, причинив тем самым деспейр ей самой. И этим она тоже выделяется на фоне других антагонистов: даже в случае ее поражения она получает то, чего хочет.
(учитесь у нее смаковать собственный despair, в общем)
В первой части у нее был очень занятный многоярусный despair-план. На первом уровне все довольно очевидно: полтора десятка незнакомцев оказываются готовы друг друга убивать по совершенно дурацким причинам – это ли не повод приуныть оставшимся в живых? Второй уровень, увы, не достаточно оказался раскрыт, но потенциал был тоже неплохой – это когда после убийств выясняется, что на самом деле все герои были друзьями, однако стоило только откатить их воспоминания до времени, когда они еще не познакомились, как они тут же начали друг друга резать и головы пробивать. Следующий уровень касается сеттинга: убийцы часто надеются выбраться на свободу, а свободы нет: по иронии, их школа – это самое безопасное место в мире, а снаружи царит деспейр и вообще везде апокалипсис. Ну и вишенка на торте – то, что все это – одно большое реалити-шоу, которое выбивает крохи надежды из почти отчаявшихся людей снаружи, когда они видят, что светочи-вундеркинды-избранные надежды всего света творят такой ад.
Тут меня, конечно, смущал сам апокалипсис, потому что одно дело – нагнуть школу, даже самую крутую, а другое – нагнуть весь мир. Одна из моих главных претензий к первой части заключалась в том, что тема внешнего сеттинга не раскрыта – что действительно там, снаружи, как все это произошло – все за кадром. А это важно. Вторая моя большая претензия – в том, что герои слишком легко выкручиваются без каких-либо последствий. Джунко нагородила им такую адскую дилемму, а они просто силой дружбы и надежды кладут на все болт и не огребают от последствий – игра заканчивается на выходе из убежища, и о том, в какой ад они выходят, мы ничего не узнаем. Все же если они выбрали пойти в мир, где воздух отравлен, все друг друга убивают и везде разруха, то надо было показать, как они дальше в нем выживают.
Вторая часть сделала верхний уровень мета-деспейра еще круче. Там тоже были убийства среди незнакомцев, там тоже выяснялось, что они бывшие друзья, там тоже становилось понятно, что выхода домой к мамочке не бывает, но добавился еще один занимательный факт: герои до отмотки их воспоминаний были отпетыми злодеями, необратимо изуродовавшими свои тела во имя деспейра, убившими своих близких и вообще устроившими апокалипсис. А протагониста вообще жуткими экспериментами превратили в совершенно другого человека – то есть его вообще больше не существует. Вся игра происходит в виртуальности, где герои должны были перевоспитаться, чтобы затем их дружные и добрые версии заменили их реальные злодейские личности. Но они поубивали друг друга, и if you die in the game, you die for real: мозг верит в то, что смерть случилась по-настоящему, и человек становится овощем.
И Джунко предлагает им два варианта. Первый – остаться в виртуальности, где все сухо и комфортно. Второй – выпуститься из этой игры, загрузить по плану свои личности в реал – но тогда им придется осознать, что их тела уже не те, что раньше, принять то, что они все адские террористы, и позволить Джунко захватить тела их коматозных друзей. Герои первой части добавляют третий вариант – выключить систему: тогда все живые забудут все то, что произошло в игре, а мертвые останутся мертвыми, но зато Джунко никуда не выберется. Иными словами, они предлагают всем пожертвовать собой. Вот это дилемма, да?
Но протагонист просто плюет на все и говорит – пофиг, выключаем систему, у нас есть будущее и мы в него верим. Вся эта сложная дилемма катится к чертям, потому что на стороне героев хак-сценарист, осыпающий их чудесными чудесами. Протагонист не просто не теряет ничего, а ОБЪЕДИНЯЕТ две свои разные личности. Остальных нам не показывают, но концовка вся из себя добрая и мирная – хотя только что проснулись пять самых опасных террористов в мире, и все то, чего они достигли в игре, обнулилось. Стоило делать такую хорошую игру, чтобы в конце всё так невероятно засрать счастливыми чудесами?
Ну, судя по всему, это у автора такой MO. После аниме, которое закончилось на этой неделе и которое он супервайзил, у меня другого объяснения нет: Кадзутака Кодака – как, хак и мудак: аниме не только само по себе отвратительное, но оно еще и вытирает ноги о все предыдущие игры.
Сама по себе идея этого аниме вполне толковая: оно должно было выступить как приквел и как сиквел двумя своими арками одновременно. То есть рассказать, как герои второй части стали адскими злодеями и заодно показать, как дела у организации, которая занимается отстраиванием мира после устроенного Джунко апокалипсиса, и как будет поживать герой второй части, который в себе объединил две, казалось, несовместимые персоны.
И это полный провал по всем фронтам.
Приквельная арка начинается весело – нам показывают пару забавных фансервисных серий, после чего про героев второй части быстро забывают. Затем на сцену выходит Джунко, и, опять же, поначалу все идет неплохо: нам показывают, как она разведывает тайны школы, как находит перерожденного в уберменша протагониста и склоняет его на свою сторону железным аргументом: «despair is fun». Непредсказуемое не скучно.
А после этого все идет под откос. Новый персонаж, алтимейт аниматор, рисует такое аниме, которое умеет зомбировать людей. Этим зомбированием в итоге объясняется ВСЁ.
Я специально написал отдельный пост про мозгопромывку, чтобы тут не объяснять, почему это один из самых низких и убогих способов объяснить перемену в характере героев. И именно это приквельная арка и сделала: когда ее цель была, по сути, в том, чтобы показать нам, как знакомые нам герои превращаются в безумцев и злодеев, как они скатываются в отчаяние, как Джунко ими манипулирует, чтобы они стали ее пешками, – она буквально говорит – «герои были добрыми, а потом они посмотрели на экран с зомбовидео, не смогли оторваться, досмотрели до конца и сразу стали злыми». Катастрофический, невероятный позор.
Ведь сама вторая часть утверждала, что Джунко их обрабатывала индивидуально. Another Episode рассказывал о детишках с тяжелой жизнью, которых Джунко также собрала и убедила в правильности своего мировоззрения. Эти игры буквально говорили, что Джунко умело эксплуатировала их слабости, их боязни, их надежды, чтобы вселить в них деспейр. И именно это и интереснее всего – как человек меняется, процесс смены его мышления и ценностей. Всё это было отменено. А сама Джунко вместо хитрого манипулятора-мастермайнда представляется в аниме просто Джокером, который везде бегает, смеется и издевается. Даже апокалипсис происходит где-то за кадром.
Another Episode тоже, по сути, оказался отменен. Его концовка давала две зацепки для продолжения: две копии AI Джунко у героя-уберменша и девочку Монаку, которая мечтала стать следующей Джунко. На первое просто забили болт, а Монака появляется в сиквельной арке только для того, чтобы сказать «да ну, мне надоело» и улететь в космос. Another Episode оказался полностью не нужен.
Ну и сиквельная арка сама по себе – просто дно. Если про приквельную я что-то еще хорошее мог сказать, то тут просто все очень плохо. По сюжету руководители той самой Всемирной Организации Добротрахов собираются – и тут Монокума заводит еще одну игру с убийствами. В итоге куча светочей мирового хоупа оказывается мертва, куча – убита своими же товарищами, и все это, как в конце выясняется, было организовано главой этой организации (который сам умер одним из первых), чтобы убедить аниматора (который мог тыщу раз умереть в этой мясорубке) показать свое зомбирующее видео – но в этот раз зомбирующее хоупом – всему миру. Это полнейший бред и абсурд.
Ну и совсем все плохо в концовке. Все герои второй части оказываются живы, здоровы и добры. Просто так. Все, даже те, кто овощем должен был стать. И все здоровы, кроме двух немного пострадавших – никакой отощавшей до скелета Акане, обещанной во второй части, ничего. Словно они не были только что адскими садомазохистами, увечащими себя и истребляющими миллионы – они встают в хоровод вокруг аниматора и убеждают его стать частью их класса. Зомбирование всего мира отменяется, у всех дружба-жувачка, и под конец даже УМЕРШАЯ героиня воскрешается. И герой отстраивает свою школу (где весь ад первой части происходил) и становится ее директором. Конец.
Это настолько плохо, что я затрудняюсь с поиском цензурных слов, чтобы это описать. Не раскрыли ничего. Ввели кучу новых идиотских персонажей, которые никуда не годятся. Нагородили сюжетных дыр и ретконов. Слили характеры двух нравящихся мне персонажей в ноль, сведя их до comic relief. Не дали канону ничего, только запороли его лучшие моменты. После третьей части я уже не знаю, можно ли рекомендовать вторую – просто потому, что сейчас каноничное объяснение подоплеке и развязка – а это критически важные для любого сюжета моменты – полностью провалены в DR3.
Я даже не знаю, хочу ли я теперь играть в третью часть игры. Да, она сюжетно не связана с первыми двумя, но после ТАКОГО я не верю уже ни во что хорошее.
Even the dead cannot know peace from this evil.