? 03.08.2006 | ? 07.11.2006 | ? 09.02.2007
Если вы – владелец GameCube и не играли ни разу в Metroid Prime, то ваша жизнь прожита зря. Ведь Metroid Prime – настоящий шедевр. Это уникальная смесь FPS и adventure с заметным превалированием последнего, огромный красочный мир для исследования, незабываемые битвы с боссами, поиски новых умений и их использование для дальнейшего продвижения по миру – все лучшее, что было в серии Metroid, в Prime воплотилось в красочном 3D. Управление было реализовано с использованием автоприцеливания, а главным инструментом в исследовании мира стал Scan Visor, отображающий на забрале шлема нашей любимой героини всю необходимую информацию о сканируемых объектах.
Вторая часть осталась верной заветам первой, появившись на GameCube в конце 2004 года. Затем пути «Праймов» разделились: в то время как третья часть находится в разработке для Wii, демо-версия Hunters была выпущена одновременно с Nintendo DS – более того, она прилагалась к каждой консоли. Благодаря ей каждый мог убедиться, что консоль приобретена не зря – управлять бесстрашной охотницей Самус Аран с помощью тачскрина и стилуса было невероятно удобно.
Схема управления, отлично зарекомендовавшая себя в демке, осталась неизменной и в полной версии Hunters. Крестовиной передвигаемся, левый шифт – стрельба, правый – снайперский прицел (для соответствующего оружия, конечно); двигая стилусом по тачскрину, перемещаем прицел, а двойной клик стилусом активирует прыжок. Выбор оружия и переход в альтернативную форму осуществляется по нажатию соответствующих иконок на тачскрине. Хотите верьте, хотите нет, но ничего удобней мы и представить не можем.
К слову, предлагается и альтернативная схема для нелюбителей стилуса. В ней предлагается поворачиваться кнопками A,B,X,Y – от этого сильно страдает точность прицеливания. Правый шифт выделен под прыжки, а вот выбор оружия и переход к альт. форме по-прежнему остаются за тачскрином – только можно без стилуса обойтись, снизойдя до банального «пальцем в экран». Но это, конечно, ни в какое сравнение не идет со стоящим по умолчанию вариантом.
В режиме одиночной игры на тачскрине нас встретит еще одна иконка, активирующая вышеупомянутый Scan Visor. Таким образом, при переносе на карманную платформу механика Metroid Prime потеряла лишь автоприцеливание, неуместное ввиду возможности высокоточного управления стилусом. Все прочее – исследование новых территорий, сканирование объектов, поиск экипировки и артефактов – встретится нам в Hunters. Даже трехмерная карта местности.
А в плане графики Hunters настолько хороша, что всем неверующим в хорошее 3D на DS надлежит немедленно поглотить головные уборы. Редкие игры на Nintendo 64 могли похвалиться настолько красивой картинкой. Синглплеер сопровождается многочисленными высококачественными видеороликами. Саундтрек также достоин всяческих похвал – как оригинальные темы, так и уже знакомые мелодии ласкают слух и великолепно совпадают с настроением, создаваемым игрой. Эффект присутствия обеспечен.
Однако ж, несмотря на все великолепие презентации и механики игры, стоит отметить, что если бы в Hunters наличествовал лишь режим Adventure, то она получила бы у нас максимум семь баллов. Виной тому ужасные, непростительные огрехи в игровом дизайне, коих были лишены шедевры от Retro Studios.
Так, в Hunters нет целостного мира, радовавшего нас в первых двух «Праймах». Действие игры разворачивается на четырех не связанных между собой объектах одной из солнечных систем Галактики. Проблема, впрочем, не ограничивается фрагментированностью игровой вселенной – геймплей также изменился не в лучшую сторону. Каждую из четырех планет предстоит посетить дважды, и все визиты проходят по одной и той же схеме: исследовать местность в поисках трех артефактов, открывающих портал к боссу; сразиться с боссом; успеть добежать до своего корабля до истечения таймера. Повторять восемь раз, попутно чертыхаясь сквозь зубы.
Боссы – отдельная тема. Помните, насколько великолепны боссы были в «Праймах»? Забудьте о них. Здешние охранники – лишь тень своих предков. Более того – разновидностей боссов в Hunters (не считая финального) всего две штуки – то есть с каждым придется сразиться по четыре раза! Да и главный злодей не может похвастаться сложностью.
Не найдем мы в Hunters и ключевой мотивации к исследованию, присутствующей во всех «Метроидах» – апгрейдов костюма Самус, позволяющих ей достичь новых и новых мест. Morph Ball, Boost Ball, бомбы, ракеты – все это у Самус есть изначально, и никаких новых способностей ее костюм по ходу игры не приобретает. Охотиться придется разве что за дополнительной энергией, ракетами и амуницией к альтернативным видам оружия. Оных насчитывается шесть штук – по количеству соперничающих с Самус Охотников, и именно они способны открыть разноцветные двери, полностью заменяющие тут естественные препятствия.
Исчезли из Hunters и… пункты сохранения. Отныне полностью восстановить здоровье и сохраниться можно исключительно в кораблике Самус. К нему вернуться позволяют порталы, заботливо расположенные рядом с обоими босс-порталами, – но об удобстве тут говорит в любом случае не приходится.
Наконец, режим Adventure крайне короткий – его вполне можно пройти часа за три – и возвращаться к нему смысла нет никакого. Впрочем, стоит понимать, что синглплеер в Metroid Prime Hunters – лишь бесплатный довесок, небольшая прелюдия к практически идеальному режиму многопользовательской игры.
Основное, чем выделяется мультиплеер MPH, – это практически идеальный баланс между семью персонажами, стили игры за которых значительно различаются. Каждый из семи охотников имеет свое оружие, с которым он управляется лучше остальных, и свою альтернативную форму (по аналогии с Morph Ball Самус), наделенную уникальной атакой. И это делает геймплей весьма разнообразным! В двуногой форме Охотник может позволить себе использовать все виды оружия, но уязвим для более болезненных попаданий в голову; альтформа же, управляемая с видом от третьего лица, ограничена лишь одной атакой, но куда более компактна. Многопользовательские баталии разворачиваются на более чем двух с половиной десятках карт самых разных размеров – от довольно маленьких до поистине огромных – но неизменно великолепных своим дизайном.
Вариаций мультиплеерных битв тоже масса. Battle – стандартный deathmatch. Survival – то же, но с ограниченным числом жизней у каждого игрока, то есть битва на выбывание. В режиме Prime Hunter заработавший первый фраг получает статус Prime Hunter, а вместе с ним увеличенную скорость, повышенную силу атак и постоянно уменьшающееся здоровье, восстановить которое можно лишь убив следующего противника. В режиме Bounty цель игроков – принести флаг до заданной точки; традиционный же командный CTF ждет нас в режиме Capture. Defender выделяет небольшую зону на карте; если в оной зоне находится лишь один охотник, его таймер увеличивается – и битва идет за время оккупации заветного пятачка земли. Наконец, Nodes позволяет захватывать заветные зоны (коих здесь несколько) и набирать очки за то время, что они находятся под контролем игрока.
Есть и Download Play – правда, только в режиме Battle, но зато без ограничений на карту и охотников! Поддерживается и онлайновая игра по Nintendo WFC – причем как с произвольными оппонентами (также только режим Battle), так и с «друзьями» и «соперниками», в матчах с которыми вы можете устанавливать свои правила и выбирать любые режимы. Более того, в перерывах между битвами вы можете переговариваться с помощью голосового чата!
В Metroid Prime Hunters вышла провалом в качестве Metroid Prime, но зато преуспела в плане Hunters. Главное здесь – динамичный мультплеер, залогом успеха которого стала неразрывная связь разнообразия и баланса.
Написано 11 мая 2006 года для «Страны Игр»
___________________________________________________
Демка, появившаяся одновременно с DS в ноябре 2004-го, впечатляла сама по себе, но и сама Hunters, ждать которую пришлось долгие по тем временам полтора года, поражала. И графикой, и управлением, и полноценной механикой Metroid Prime, и полноценным онлайн-мультиплеером с войс-чатом и кучей режимов. Более того, тут было 7 совершенно разных персонажей с уникальными абилками — опять же, задолго до бума геройских шутеров.
В истории видеоигр мало примеров игр, которые были бы настолько же прорывными, как Hunters, и оттого грустнее, что своего следа в истории она особо не оставила. Nintendo не стала делать Hunters 2, чтобы, например, исправить катастрофический провал одиночного режима и подарить людям портативный «Прайм». Не стала развивать и мультиплеерное направление. Вся инновационность на этой игре в итоге и закончилась.
От себя хочу ещё вспомнить, что в 2006 году вайфай было найти довольно сложно — Яндекс предлагал даже сервис по поиску в Москве заведений, раздающих вайфай, настолько редко это было. Я ради Hunters купил даже специальный нинтендовский USB-донгл для DS. Правда, почти одновременно с игрой вышла DS lite, и она была всем лучше простой DS, кроме того, что на ней невозможно было играть в Hunters: стрельба там была по левому шифту, а постоянно его тапать, управляя при этом крестовиной, было удобно только на толстой DSке, на лайте быстро руки начинало сводить. Так, в общем, Nintendo и похоронила игру. Оценку выставлю ей по старой памяти: сейчас в мультиплеер уже не поиграть, чтобы оценить его качество, а одиночный режим был совсем плох и на релизе.
7.5