Что я думаю про Persona 4 и Shin Megami Tensei 4

Отчасти репост. Прозрачные спойлеры. Есть еще совсем коротенький обзор на P4G.

С мегатенами у меня давно дела не шли ладно, потому что они, как мне кажется, были не очень для людей сделаны – как раз до вынесенных в заголовок частей. Я пробовал SMT3, меня хватило на несколько часов ужасно унылых коридоров с отсутствием сюжета и какой-либо мотивации идти дальше (ну и нападающие сзади враги, мигом убивающие героя по его уязвимости, просто вбили последний гвоздь в крышку гроба игры). Я пробовал Devil Survivor, и мне в нем даже приглянулась завязка, но к середине игры сюжет совсем застопорился, а сложность скакнула вверх, и вместо того, чтобы качаться, я решил ее просто бросить. Третья и четвертая «Персоны» вышли на PS2 тогда, когда я ее уже почти не включал, поэтому с сериалом я решил познакомиться с портативной версии P4 – и не прогадал.

Примерно представляя себе персонажей и общую дейтсимовость игры, я думал, что отправлю героя крутить шашни с Чие, потому что генки-архетип мне в целом по нраву, а на Рисе положу болт, потому что айдору – это ужасно. Оказалось совсем наоборот: Чие вышла совсем унылой, первой вылетела из партии, и соушл-линк с ней я качать вообще забросил. А Рисе впечатлила необычным взглядом на себя и свою многогранность, плюс у нее и у Кандзи оказались лучшие данжены и боссы (хотя музыка в замке Юкико мне нравится больше всего).

Из персонажей мне больше всего понравилась умная Наото, но с ней игра меня наглым образом надула: оказывается, чтобы с ней заиметь отношения, надо было напирать на ее женственность, а мне это показалось неуместным и пошлым. Надо было, наверное, догадаться, что вся игра пошлая. После одного неверного ответа ничего больше не помогло. В итоге оставил героя с Юми, потому что у Рисе в СМСках был грамматический холокост, а Юми очень круто призналась.

В игре вообще достаточно много клевых и сильных сцен, но при этом ее две составляющие – нелинейный тайм-менеджмент с прокачкой скиллов и отношений и линейное прохождение детективного сюжета – никак друг с другом не связаны. Прокачка отношений ни на что не влияет: есть интим, нет – все равно Рисе будет липнуть к герою, а Юми останется совершенно не нужной нигде. Я отшил Рисе на Рождество – ноль реакции, отшил на Новый год – ноль реакции, отшил на День Валентина – «хнык, я всё понимаю, у тебя есть другая, мне грустно», а дальше в данжене/при прощании – ноль разницы. Даже если герой влезет в интим со всей этой плотно общающейся между собой четверкой девиц, ни у кого не возникнет никаких вопросов, никаких проблем, ничего. Только один раз похнычут в середине февраля. И, кстати, в концовке герой, который у меня остался в отношениях с Юми, с ней прощался как-то совершенно покерфейсно, как будто ничего там и не было, и Юми не было в эпилоге вообще. Все пусто и тщетно.

И это еще не говоря об отсутствии корреляции между соушл-линками и сюжетом. У меня вообще случилось что: Нанако возвращается из больницы, идет умилительнейшая сцена, где она брызжет счастьем, я с ней потом говорю, активируется седьмой левел соушл-линка, и она орет на Додзиму «ааа, ты мне не отец» и убегает из дома. То же самое – с обязательными по сюжету комичными сценками – диссонанс в P4 повсеместный, и с увеличением числа таких сценок в P4G его стало только больше.

А еще соушл-линки однообразные. Вот рецепт их развития: «Я делаю то, что от меня ждут» – «я это не выбирал, я этого не хочу» – ангст – «я не буду больше этого делать» – «ой, ты знаешь, я понял, что все-таки буду это делать, но в этот раз это мой выбор, поэтому всё в порядке». Отрицание-гнев-торги-депрессия-принятие прямо.

А лежащая в основе сюжета детективная история никуда не годится. Зная спойлеры, я специально во все глаза смотрел, выискивал намеки, и их не было. Просто ноль. Да, с Мицуо было сразу понятно, что он – ходячий red herring: слишком уж толсто он в начале игры подсовывался прямо под нос. Но если с Наматаме все более-менее нормально, то два главных противника – это рояли из кустов. Причем, чтобы продраться через эти кусты, надо дать правильные ответы на шесть идиотских полупрозрачных вопросов при Наматаме и пройти череду адового триггерхантинга перед отъездом. Так нельзя.

И самое поганое – что в сюжетных сценках, связанных с детективщиной, все герои деградируют и превращаются в безликую массу, орущую врагам «да что ты себе возомнил» в десяти вариациях, а герою – «мы должны это сделать!», «да, семпай, давай!» и «сила дружбы победит». Под конец игра сказывается в непрерывный сененовский чирлидинг, ставящий крест на всем том интересном и необычном, что в ней было, а в эпилоге герои превращаются в черте что. А потом выходит еще сколько там сиквелов-спиноффов? В общем, Atlus сама закопала свое лучшее начинание.

Что насчет геймплея в P4G: он был в лучшем случае терпимым. Финальная команда у меня была герой-Ёске-Наото-Тедди, проблем практически не было на относительно низких уровнях и без фьюза персон: я получил в первом же данжене Валькирию и не снимал ее всю игру (переключался только для того, чтобы врагам понизить атаку): она постоянно получала бонусы к статам от получаемых после боя карт и оттого была круче сопоставимых по уровню персон, а широкий ассортимент заклинаний позволял всех бить по уязвимости и получать дополнительные ходы. Тем не менее, удовольствия от длиннющих рандомных данженов и однообразных боев я не получал никакого, а они составляли добрую половину игры.

В общем, в список любимых/лучших игр я Persona 4 не внесу точно, но любителям жанра ее, пожалуй, советовать стоит.

wallpapers2

Года через полтора после P4 я попробовал Shin Megami Tensei 4, ни на что не надеясь особо (понимал, что SMT – совершенно иного плана игры, чем «Персоны»), и был приятно удивлен: разработчикам наконец-то удалось сделать SMT с человеческим лицом.

Бои больше не рандомные. Смерть героя больше не значит гамовер – более того, павших в бою можно воскрешать. Гамовер можно отменить за деньги или монетки 3DS. Есть легкий режим, оставляющий игру достаточно сложной, но убирающий идиотскую зависимость от рандома (герой и его команда редко промахиваются, враги очень редко критуют – большего я и не прошу).

Знакомящее с сеттингом вступление не стирается апокалипсисом, а дополняется им: два сеттинга тут существуют параллельно, и, хотя сюжет движется очень уж неторопливо и в целом мало чем радует, это позволяет поддерживать мотивацию на нужном уровне – всегда есть какая-то опора, какая-то константа в виде стартового королевства. А еще есть куча сайдквестов, которые позволяют реализовывать промежуточные цели и не так сильно расстраиваться из-за простоя в основном сюжете. И музыка крутая.

Нелинейность до финальной развилки довольно слабая, а дихотомия «порядок-хаос» очень странная: тут слишком адекватный хаос и слишком отвратительный порядок. Неоднозначности мало – в плане выборов тут заметный перекос в сторону Уолтера. Я в итоге выбрал нейтральную концовку, но крутого в игре все равно мало – персонажи довольно плоские и безликие, сюжет не впечатляет, бои представляют чуть больший интерес, чем в Р4, благодаря стремлению завербовать и скрестить всех демонов, но в целом тоже не особо. Но игра вышла неплохой и достаточно аддиктивной благодаря покемонскости и сайдквестам. Рекомендовать я бы ее стал только совсем уж матерым любителям жанра или тем, кто в принципе интересуется SMT, но побаивался чрезмерной хардкорности и недружелюбности предыдущих частей. А, и, конечно, важно, что она портативная. Без портативности никакого терпения бы не хватило.

Подозреваю, что сюжеты в прошлых частях могли быть и поинтереснее (особенно в Digital Devil Saga), но на приемлемый геймплей в них я не надеюсь, а поэтому и пробовать не буду. Вот Persona 5, скорее всего, попробую. Когда-нибудь. На релизе брать не собираюсь: Р4 меня совсем не убедила становиться фанатом сериала.

  • TheTinkino

    » Я пробовал Devil Survivor, и мне в нем даже приглянулась завязка, но к
    середине игры сюжет совсем застопорился, а сложность скакнула вверх, и
    вместо того, чтобы качаться, я решил ее просто бросить.»

    Там ровно 2 сложных момента, где надо подкачаться — перед Белдром (3 день) и в конце 7-ого. Но в целом, если правильно подобрать демонов, можно и без сильного гринда обойтись.

    Вторая часть в плане баланса (да и вообще практически всего) лучше.

    Хотя и первая мне сюжетно понравилась.

  • Metahodos

    DS несложный в принципе, я без особых проблем получил ачивочку на прохождение без свободных боев. Немного только пришлось с Вендиго повозится, потому что к этому моменту еще демонов нормальных нет
    Насчет СМТ4. На изи критуют враги меньше просто потому, что у них параметры ниже. Я сейчас почти перепрошел на нью лайф/мастер и там на боссах часто приходилось перегружаться просто потому, что они сходили первыми, кританули, убили кого-то, ухмыльнулись (smirk на харде выскакивает почти всегда) и массовой атакой слили всю остальную партию. Особенно беда с этим пока в Токио не попал — Давид, Ракшаса, Медуза очень любят вайпать всю партию. Даже половина очков, вброшенных в скорость, редко позволяет ходить первым. В общем — сплошной рандом поначалу.
    (а еще на харде нельзя сбегать из боев и цены взвинчены в три раза. И если первое я могу понять — ну там придать смысл всяким Trafuri и Negotiate — то второе тупо заставляет гриндить и не дает никакого челленджа вообще)
    Выборы там неплохие. Хаос — выпустить орду демонов в Токио и Микадо и устроить survival of the fittest. Порядок — аннигилировать Токио, чтобы в Микадо был вечный путинский мир. Нейтральность (странно, кстати, что ты не упомянул, насколько хреново получать ее без гайда) — лишь временная передышка от всего этого говна. С нигилизмом все понятно. Ни одна не идеальна, но понять логику каждой можно.
    А еще там неплохая проработка мелочей. Меняются реплики неписей, меняются диалоги, если выполнять квест в иной последовательности, боссы реагируют на «болтательные» приложения (Scout, Negotiate, Plead, Chitchat и так далее) уникальными репликами — большинство этих приложений на них даже работает.

    • Sergey Tsilyurik

      Ну вот я и не люблю рандом очень. И гринд. Поэтому изи — прямо для меня.
      Я в нейтрал попал без гайда, другие люди тоже вполне себе.
      С Порядком все совсем никуда не годится, потому что ангелы тобой вертят всю игру на одном месте, плюс ты слишком хорошо узнаешь Токио, чобы просто так взять и его снести.
      Боссов я убивал(

      • Metahodos

        С нетралом повезло просто. На шкале алаймента от -100 до +100 нужно попасть в промежуток от -8 до +8 — при том, что некоторые выборы (с кем пойти после разделения партии, как ответить на последний вопрос Белых) дают аж десять очков в ту или иную сторону, а в тесте Лилит можно набрать целых 25. Чувак в баре, который примерно говорит, в какой части спектра ты находишься, не появляется во взорванном и инфернальном Токио, а там выборов много и алаймент лок происходит сразу после них.
        В любом случае, кроме нейтрала, погибает прорва народу. В случае с Порядком его можно выбрать хотя бы потому, что при нем (и только при нем) выживает Микадо, в котором люди хотя бы живут как люди, пусть им и поездили изрядно по мозгам. Жертвовать приходится лишь Токио, в котором люди бомжуют в переходах, убивают друг друга на аренах (если кого-то там пощадить, протагониста освистают) и похищают с целью выкачивания мозгов. Я не адепт Порядка, но он не хуже и не лучше Хаоса.
        Боссов так и так убивать нужно, но можно во время боя стрясти с них денег или вещи, попросить подлечить, потрещать на отвлеченные темы, снимая очки хода. Вот, например http://orig11.deviantart.net/4b5e/f/2013/241/4/2/flynn_the_oppressor___issachar_deluxe_by_marquis_decarabia-d6j5u1f.jpg

        …А, вот еще хороший пример проработки. http://www.gamefaqs.com/boards/672441-shin-megami-tensei-iv/69379037

    • LeninKrucheVseh .

      Попал в нейтральную концовку без всяких гайдов =)

      • Metahodos

        Повезло. Я вот в первый раз влетел в Порядок. Считал потом — одного-двух очков до Нейтрала не хватило. =

        • LeninKrucheVseh .

          Да, я в курсе, что математика тут совсем злая в отношении нейтральной концовки. Играл по принципу «поступаю как хочу» без всякого зацела на какой-либо элайнмент и попал таки в нейтральность.

        • Frag

          Я в нейтрал влетел по чистой случайности. Сделал разворот на 360 когда игра показала мне ангелов. Потом начался холокост я решил все исправить и в итоге вышел в нейтральную концовку

      • KeSTLeR

        TD таков, что смог бы без гайдов попасть на НЛО концовку в СХ хомкоминг на первом прохождении)

    • alexkarco

      Я не понимаю как в DS можно играть без сейв-стейтов на эмуле: рандом уж очень силен и из-за него приходится переигрывать довольно длинные битвы с нуля. А миссии по спасению вообще мрак, из-за них дропнул даже эмуль. Во втором с этим намного лучше.

      • Денис Желтов

        я прошел DS еще на DS) это был ад

      • Metahodos

        А мне вот довольно непонятно, о каком рандоме идет речь и в чем сложность эскорт-миссий. До тех пор, пока есть бегающий демон или летающий демон или обменивающий юнитов местами демон, и, возможно, хил — ничего сложного. Игра все же дает много инструментов для решения таких задач.

        • alexkarco

          Рандом — враг может рандомно задолбить тебя по викнесу, может постоянно бить критами, ты можешь постоянно не попадать. Это норм, когда в JRPG в коротких боях, но по прошествии получасовой сложной битвы без возможности сохраняться — дичь. Хотя, мне кажется, что рандом тут более жесткий, чем в персонках 3-4 или SMT 3-4. Юниты прут прямо на врагов во время эскорт миссий — это атас в любом случае, — и у меня таких демонов не было.

          • Metahodos

            Вот только крит/удар по слабому месту не дает такого же преимущества, как в JRPG-играх серии: всего лишь призовой ход, не более одного на рыло. Это вообще несущественно, учитывая, что игрок эти ходы может (и будет) снимать своими суперэффективными атаками или специальными скиллами (при том, что у «своих» демонов призовые ходы будут почти всегда.)
            Быстрых демонов в игре хоть задницей жуй: Devil Charge, Animal Leg, Flight, Switch — это все расовые скиллы. Bind и Constrict — тоже. Animal Leg+Devil Charge (одни из самых распространенных расовых навыков, надо заметить) позволяют в один ход пробежать две трети карты; многие игроки держат слабеньких демонов с этим умениями просто чтобы куда-то добежать и потом сменить их на нормальных.
            Media встречается быстро, и я не знаю человека, который тут же себе ее не хакнул.

          • alexkarco

            Ну, может быть, это легко такому эксперту как ты) Хотя я вот те же персонки последние и смт нормально проходил, а тут со сложностью жесть (такого не было даже в ноктюрне). И я точно помню, что с animal leg все равно не успевал добегать.

  • BOLT

    >дихотомия «порядок-хаос» очень странная: тут слишком адекватный хаос и слишком отвратительный порядок

    ну капеееец, давайте ругать игру за то, что она не красит всё чёрно-белым

    • Sergey Tsilyurik

      Так наоборот, красит: хаос белый, порядок черный.

      • BOLT

        тупые японцы опять всё напутали

      • Zarvera

        Какой же Хаос белый то там? Тебе там Лилит с Люцифером всю дорогу елей в уши льют про свободу, право сильного, буйный огонь жизни и прочую хуйню, а потом в конце открывают врата в Экспанс и в Токио начинается кровавая баня с участием озверевших, ничем не сдерживаемых демонов. Порядок в свою очередь возносит непорочных людей над твердью и нюкает к чертям собачьим помойку внизу.
        Опечалило немного что не смогли как следует изобразить как обе системы сами устаканиваются во что-то нейтральное. Инфернал Токио был отличным — Хаос более-менее упорядочился вокруг единого лидера, демоны и люди вошли в омерзительный симбиоз, а в бластед Токио шкерящиеся по пустыне партизаны вместо того, что-бы этим партизанам пытаться вырваться из под тотального контроля и урвать себе побольше свободы.
        По поводу «белости» хаоса — в Strange Journey особенно хорошо оба варианта показаны были. Оба найдут свох поклонников, но, в целом, оба дерьмо. Нейтрал не особо лучше, просто откладывает вопрос на некоторое время. Так, в целом, во всех СМТ было, кроме первых, где Яхве такой лютый, что с ним даже Сатана не согласен оказался.

        • Sergey Tsilyurik

          >Лилит с Люцифером всю дорогу елей в уши льют про свободу, право сильного, буйный огонь жизни и прочую хуйню
          Ну так вот. Отличные пиарщики, до самого конца убедительно звучат. А что говорит Порядок? ОВЕЧ. СЛУШАЙСЯ. ДЕЛАЙ КАК СКАЗАНО. УБЕЙ ВЕСЬ ТОКИО.

          Ну и да, инфернал не особо отличается от обычного, а вот бластед — говно и унижение.

          • LeninKrucheVseh .

            <Ну так вот. Отличные пиарщики, до самого конца убедительно звучат.
            Символизм (без всякого СПГС) Люцифера и Лилит от тебя вообще ускользнул, что ль?

            <Ну и да, инфернал не особо отличается от обычного, а вот бластед — говно и унижение.
            Ээээ, в инфернал перевернутый рабовладельческий строй для всех, в бластед "наверху" райские кущи.

          • Sergey Tsilyurik

            В общем, я к чему это.
            Иссахар сам себе дурак. В Микадо у тебя вообще никого не остается. В Токио ты проводишь абсолютно большую часть игры, знакомишься с местными. Особенно с чуваками из нейтральной концовки. Вариант порядка — снести их насмерть без вариантов. Вариант хаоса — дать им шанс.
            В инфернал все плохо, да, но и при строе, поддерживаемом в Токио порядком, тоже не сильно лучше. А в Микадо при порядке людям мозги промывают или нет? У меня сложилось впечатление, что при порядке там индивидуальности не останется у людей вообще.

          • LeninKrucheVseh .

            <В Микадо у тебя вообще никого не остается. В Токио ты проводишь абсолютно большую часть игры, знакомишься с местными. Особенно с чуваками из нейтральной концовки. Вариант порядка — снести их насмерть без вариантов. Вариант хаоса — дать им шанс.
            Ну, странные рассуждения. То что у ГГ никого из родных не осталось в Микадо и что игрок (не ГГ, он то прожил там всю осознанную жизнь) большую часть времени проводит в Токио, как по мне, очень странное оправдание массовой резне наверху в концовке хаоса. Там же просто без шансов, главный оплот в виде замка моментально превращается в пепелище. В Токио же народу. Весь тамошний сброд для ГГ по сути никто, при этом многие из них себя проявляют

          • Sergey Tsilyurik

            Кажется, да, эвакуирует

  • Павел Ручкин

    Саундтрек SMTIV вообще лучший в серии, наверное.

  • LeninKrucheVseh .

    Насчет SMT4.
    Подозреваю, что сюжеты в прошлых частях могли быть и поинтереснее (особенно в Digital Devil Saga)
    Не особо. Первый DDS еще куда ни шло, есть интересные задумки, но во второй такой густой бред идет, что я тупо из-за геймплея (да, мне нравится геймлпей в мегатенах) и внешней/визуальной составляющей добил.

    Also, для знакомых с жанром и серией игра на дефолте достаточно простая, вырастить убер партию и сделать ГГ терминатора очень просто, инструментов для этого теперь очень много. Кстати, есть DLC, которые гринд вообще по сути убирают.

    Также отметил бы, что в игре мир неплохо реагируют на изменения в сюжете. Что в Микадо, что в Токио по прошествии времени меняются диалоги у неписей и некоторые локации.

    • Sergey Tsilyurik

      Демоны и так нагибали Токио, в случае с хаосом разница была бы минимальна, а в случае с порядком токио просто стирался бы с лица земли. Никаких нормальных аргументов в сторону порядка не было, а у Хаоса была вменяемая Лилит.

      • LeninKrucheVseh .

        <Демоны и так нагибали Токио, в случае с хаосом разница была бы минимальна
        Ну глупость же.
        1) Токио живо благодаря сделке с Ашура-Кай. Которые по воле хаоса пускаются на фарш. Нет сделки — нет красных пилюль — демоны начинают опять незаморачиваясь жрать народ. Ты по игре сам видишь чего случается с Токио, когда открывают локальный портал и пропадают красные пилюли — сразу же население начинает редеть (на станциях меньше народа, а одна, точно не помню какая (рядом с порталом?), вообще вымирает), появляются разговоры, что уже нечего жрать и что это уже точно конец света. И это только начало.
        2) То что демоны вырезают Микадо это фигня? (который вообще по сути нечем ответить не может, поток демонов ведь ангелы сдерживали, а люди в средневековье застряли).

        <а в случае с порядком токио просто стирался бы с лица земли.
        При этом Микадо вечно процветал.

        <Никаких нормальных аргументов в сторону порядка не было
        Define "нормальных". Порядок с самого начала опирается на отражении атаки на Микадо (а она таки была) и сохранения мирной жизни. При этом для ГГ Микадо дом родной. Вполне "нормальный" аргумент.

        У тебя с одной стороны вымирает большая часть Микадо и Токио. С другой вымирает только Токио с гарантированным процветанием Микадо. По сути выбор между сандвичем с дерьмом и большой клизмой. Хинт-хинт, номерные мегатены вообще про тлен и что ничего уже однозначно хорошо не будет.

        <у Хаоса была вменяемая Лилит.
        Лилит на секундочку вырезала родную деревню ГГ. Разумеется ей после этого можно сразу верить на слово. Про символизм персонажа я уже молчу.

        • Metahodos

          Да чтобы понять, что произойдет, если Ашура-Кай не будет, достаточно просто посмотреть на Икебукуро, хех. Один Охотник, просящий сфоткать этот город, даже прямым текстом говорит что-то вроде «Что за ад! Моря крови, реки яда: неужели это — цена свободы?»

  • Golemming

    а я сильно советую Digital Devil Saga. Обе части. Это единственный из ПС2 мегатенов, что я прошел. Ни персона, ни Кузуноха, ни даже Ноктюрн — не понравились.

    А тут — с огромным удовольствием и за один присест. Взрослые темы, хорошие персонажи, крутая музыка и человеческий геймплей, без особого гринда и задолбывающего скрещивания монстров — что еще надо для счастья?

    В общем, советую. Эмулируется прекрасно кстати. USA версия под OpenGL

    • LeninKrucheVseh .

      Мне вот насколько понравилась первая DDS, настолько же не понравилась вторая. Диалоги и сценарий просто мрак (я как вспомню диалог/монолог перед последним боссфайтом, так сразу плакать хочется); вся закваска первой части по сути слита в унитаз; геймплейно ничего интересного не добавили, сплошной реюз всего из первой части; музыка также сплошные ремиксы.

      • Golemming

        есть немного, да. Правда даже так это лучший мегатен на ПС2 :)

        • LeninKrucheVseh .

          По мне, Ноктюрн лучший.

          • Golemming

            ноктюрн скучный. Там слишком мало сюжета.

          • LeninKrucheVseh .

            Сюжет в Нотюрне целостный, без пустых ненужных персонажей и не скатывается в сраный сёнен к концу + темы интереснее поднимаются. Ок, его меньше, но он лучше. Ну и боевка разнообразнее из-за покемонов.

            Я бы согласился насчет DDS, если бы сюжет тащил на протяжении всех двух частей, но, к сожалению, во второй части слишком много тупого анимешного говна.

  • Magma-rager

    Мне в своё время безумно понравилась strange journey, пожалуй даже больше чем вышедший на той же платформе the world ends with you (очень жаль что ты её пропустил). Понравилась она мне просто всем: дизайном локаций, сюжетом, музыкой, исследованием подземелий… В общем, одна из лучших игр на Нинтендо Дс.
    В четвёртый мегатен поиграть все руки не дойдут, а надо бы.
    А вот персону я не люблю, как раз вместо неё я предпочитаю twewy (хотя если подумать то у этих игр общая только современная стилистика). Я впринципе не люблю дейтсимы, и посему не был особым поклонником 3,4 персон. Да и фанбазы у них такие же неадекватные и омерзительные как у фф7 и Андертейл

    • realavt

      >Да и фанбазы у них такие же неадекватные и омерзительные как у фф7 и Андертейл

      Адекватных людей «фанбазой» не назовут :) А так-то да, что у JRPG-шников, что у пекарей-олдгеймеров, что у анимешников отморозков выше крыши, диалог вести невозможно (особенно с наделенными форумной властью существами)…

  • alexkarco

    «Прокачка отношений ни на что не влияет» — до западных образцов-то Jrpg еще не доросли. SMT4 дружелюбнее стал, это да, но атмосфера просрана.

  • KeSTLeR

    Прошел P3P и P4G иначе никак ,сидеть за этим на стационарной консоли просто не смог. Сюжтец Р3 как на меня был куда круче, Но Р4 брала своей не приевшейся мне атмосферой японской глубинки. Р5 поиграю как минимум потому что это один из последних громких релизов PS3 и из-за стиля и музыки. Плюс ВАЙФУ и симулятор школьника кудаже без них.

  • Autumn Sacura

    Про соушл-линки всё верно сказано. Они однообразные, а еще они банальные, скучные и да, порой пошлые. Из-за этого дурацкого дейт-сима в P3 и P4, я так и не смогла их полюбить, и особенно не жду пятую часть.
    Именно поэтому я больше люблю дилогию Persona 2 для PS1/PSP. Там меньше виабушных стереотипов, много больше сюжета и он не погребен под дейт-симовщиной.

    • KeSTLeR

      Что мешало не качать сошиал линки вовсе? Как сказано на сюжет они не влияют вовсе. А так они нужны только для убер персон.

      • Autumn Sacura

        Ну, если б я сразу знала, что они будут такие скучные, и что они не нужны для сюжета, я б их не качала конечно, duh…

      • Golemming

        они влияют на геймплей. Пяток халявных уровней на дороге не валяются.

  • Hakuteiken

    Сергей, ты пишешь, что сражения в П4 у тебя интереса не вызвали, все банально. И при этом упоминаешь, что играл на изи. А вот я первое прохождение сделал на харде, а второе на рисковом уровне сложности. Пр***ся дают так, что и интерес появляется, и в Дарк Соулс в перерывах играешь, чтобы отдохнуть )

    Совсем немного осталось до платины в П4Г, но на счетчике уже почти 200 часов, а интерес к игре поугас. Слишком уж она затянута школьными ивентами. Есть, конечно, интересные, но многие просто затягивают прохождение, как и унылые соушл линки.

    Ты пишешь про неоднозначность подкатов к Наото. На мой взгляд самый неочевидный релейшншип с Ай Эбихара (Аркана Луны). На 6-7 уровне отношений формируешь связь, а под последний 10 ранг оказывается, что все это булшит, отношения или разрываются вовсе, или остаются дружескими (если про этот отстой можно так сказать).

    В общем, чтобы с не замутить по-настоящему, нужно ее посылать и показывать, какое она ничтожество. И тогда все хорошо, любовь-морковь. А если быть добрым и отзывчивым, то она скажет, что герой слишком хороший и ей некомфортно с ним.

    В итоге весь этот тернистый путь все равно мало на что влияет, кроме прокачки аркана.

    Все равно нравится П4Г. 5-ю уже предзаказал коллекционку с саундом ко всем частям )

    • Sergey Tsilyurik

      Я вроде про изи говорил об смт4. Не помню даже, есть ли изи в п4, но вроде бы я его не выбирал, если есть.

      • Hakuteiken

        Хорошо.
        Рецензию на П5 сделаешь?

        • Sergey Tsilyurik

          вряд ли, но не исключено

          • Hakuteiken

            Не зашла серия. Понимаю.
            Тогда хоть FF XV раскатай в сентябре )

  • Andvari Rainhart

    >пишет про мегатены
    >не играл в Nocturne, DDS и старые(настоящие) Персоны
    Лел. Как ты на ПС1/2 умудрился эту годноту пропустить?

    • Sergey Tsilyurik

      В тексте: «Я пробовал SMT3» (и она говно неиграбельное).
      И нет, я не пишу «про мегатены», я пишу про две конкретные игры. Учитесь читать

      • Andvari Rainhart

        >»С мегатенами у меня давно дела не шли ладно, потому что они, как мне кажется, были не очень для людей сделаны »
        Хм…

        >»И нет, я не пишу «про мегатены», я пишу про две конкретные игры»
        Которые часть серии Мегатен

        >Я пробовал SMT3″ (и она говно неиграбельное).
        Если Ноктюрн тебе показался сшишком хардкорным и ты не заметил там сюжета вкупе с весьма охуенным сеттингом(хотя тут скорее сама задумка годная) это еще не делает игру «неиграбельным говном».

        • Sergey Tsilyurik

          Сеттинг мне вполне там нравится, но надо не забывать, что в игру в первую очередь надо играть. смт3 не очень предназначена для этого

  • Frag

    >Нелинейность до финальной развилки довольно слабая, а дихотомия «порядок-хаос» очень странная: тут слишком адекватный хаос и слишком отвратительный порядок.
    Отличная кстати серая мораль. После классических финалочек как бальзам на душу. Никакого аниме, семпаев и мемов. Только хардкор тлен и выбор из хуевых вариантов.

    • Sergey Tsilyurik

      не, это хорошо, конечно, просто как по мне, так у хаоса слишком хороший пиар, а у порядка — слишком плохой