Про Nier Automata и философию

Я никогда не скрывал, что очень не люблю Nier Automata, и что для меня это провал 2017 года. Я об этом (довольно эмоционально) говорил на стриме катсцен игры:

Но сейчас хочется немного текстом сказать важную вещь: я понятия не имею, чем вам игра могла понравиться, но меня совершенно убивает расхожее мнение, что Автомата — игра глубокая, умная и философская. Я решил поинтересоваться аргументами этой позиции и посмотрел несколько роликов на ютубе. Стриггерило меня видео «Nier Automata – самая философская игра ever?», которое мне ютуб подсунул в рекомендации, и я им, конечно же, очень сильно недоволен. Не буду пересказывать тут этот ролик, можете сами посмотреть, я же отмечу несколько мест, где автор совершенно неправ.

  1. Автор начинает прикручивать тему мертвого бога Ницше к тому факту, что и люди, и пришельцы, бывшие богами для машин и андроидов соответственно, мертвы. Это, однако, ничего не значит: в мире игры есть вполне себе боги – Терминалы, которые буквально устроили все плохое, что происходит в игре, и в этом ключе реплика 2B о том, что надо бы бога-создателя найти и убить, выглядит даже здравой и не такой эджовой, как кажется поначалу.

//side note: не буду искать ссылку, но читал более любопытный анализ Автоматы, где реплику 2B трактовали как проявление запредельной танатофилии андроидов и вообще все в игре рассматривали через эту призму – в том числе то самое зацензуренное слово из четырех букв: дескать, вы подумали про fuck? А хрен вам, там kill, у андроидов нет эроса, один танатос. Это довольно милая точка зрения, но она, конечно же, тоже не делает игру ни хорошей, ни глубокой, ни интересной: о тему того, что ты в играх только и делаешь, что убиваешь, уже сломано полторы сотни частоколов, и ее (примерно с той же настойчивостью и унылостью) Йоко обмусоливал в том же Drakengard.

  1. Сразу же за этим автор говорит, что по Ницше после смерти бога мы начинаем искать смысл жизни для самих себя, приводя в пример Симону, Паскаля и других машин. Однако в случае с тем же Паскалем все достигнутое им отправляется в топку фактически тем самым богом войны, который заправляет всеми событиями игры. В рамках сеттинга Автоматы просто невозможно искать смысл жизни – тебя заразят, на тебя натравят бесконечную армию роботов-убийц, с тобой так или иначе расправятся, ведь здешний бог желает только конфликта и больше ничего. Всевластность Терминалов ставит крест на всей здешней «философии».
  2. Цитирование философов не делает тебя философом. Тем более то, как это обычно делается у японцев – заимствование имен/общих концептов без заключенного в них смысла. Все эти имена философов выглядят как пасхалки и не более того, и максимальная релевантность этих персонажей их прототипам, о которой может говорить автор, – это «ой, а вы знали, что в реале Жан-Поль и Симона были вместе?».
  3. Почти все примеры машин, которые приводит автор в доказательство того, что тезис «existence precedes essence» важен для игры, демонстрируют как раз отсутствие этого самого essence. Исключение тут разве что Паскаль (с которым игра расправляется особо жестоко); остальные же машины довольствуются довольно очевидными симулякрами. Веселье в парке ненастоящее, королевство – уже развалившаяся фикция, о сексе и говорить нечего. Машины не находят свой смысл, не вырабатывают собственную идентичность, они неуклюже пытаются имитировать людей. Йорха не делает и того – и убогость всех протагонистов не добавляет очков симпатяшек игре. В итоге же автор говорит, что «даже поды доказывают», что их essence не предопределена, а происходит из их жизненного опыта, и это звучит очень глупо, потому что тут не может быть «даже». Тут «только». Только поды демонстрируют этот личностный рост. А игра-то совсем не о них.
  4. Дальше автор занимается очень продолжительным словоблудием, суть которого – в том, что игра – про циклы, и что она в конце предлагает стереть все сейвы, чтобы помочь кому-то там, а самому – начать все с чистого листа, чтобы «сделать что-то иначе». Это, безо всякого сомнения, огромный обман, потому что в Автомате нельзя сделать ничего иначе. Единственный важный момент с player agency тут находится в самом конце третьего прохождения. И если принять позицию автора, что второе прохождение за 9S должно вселить в нас колоссальное чувство стыда за то, что мы делаем руками йорховцев, то выходит, что, как и в случае со Spec Ops: The Line, the only winning move is not to play.

В общем, очень неубедительно. Попробовал более известного ютубера – Super Bunnyhop – а там все еще более уныло: у него экзистенциализм раскрывается через потерю напарника и проседающий DPS. У него 9S – подчеркнуто зацикленный на своей вайфу дурак, неспособный сбросить оковы своего программирования (в отличие от, простите, подов) – оказывается самым человечным персонажем истории. У него стремление Терминалов к бесконечному конфликту для самосовершенствования оказывается натянутым на марксизм (!) с классовой борьбой, а Автомата – набором мыслей Йоко о жизни – жизни в современной Японии, где люди посвящают себя одной цели и стираются в мясо, пытаясь соответствовать высоким ожиданиям.

Я не успокоился и решил посмотреть еще одно видео про философию в Автомате.

Он рассказывает о смысле жизни у множества персонажей. Например, у Евы это был его брат Адам, а у А2 – месть машинам после гибели ее друзей. Это не философия, это самые банальные черты самых банальных персонажей ever. Впрочем, он заявляет, что в финале игра задает свой самый философский вопрос, и вопрос этот, гм, «не убить ли себя?». Возможность убить себя выниманием чипа – это философия. Ну да.

Также он указывает на NPC, который не торопится себя чинить, потому что опасается, что если он заменит всего себя запчастями, то потеряет часть своей идентичности: дескать, это как в мыслительном эксперименте про корабль Тесея. Однако дальше этой реплики игра никак не развивает тему. В этом ведь проблема Автоматы: да, в ней есть довольно много референсов и зацепок, которые можно было бы развить, чтобы игра стала философской, но Автомата не делает этого, не идет ни по одному из этих возможных путей. Мы видим завязки для потенциально интересных и, возможно, философских рассуждений, но они остаются лишь завязками. В случае с вышеупомянутым NPC герои просто плюют на высказанный им парадокс, их это не интересует и не заботит – как и все остальное в игре.

Максимально безликие и скучные протагонисты – настоящий бич Автоматы. И нет, я не готов принять никакую другую точку зрения в отношении их. 2B – всего лишь цундерина, которой грустно убивать 9S, и больше ничего. 9S – всего лишь сопливый бетач, одержимый 2B, и больше ничего. A2 просто злобная и одержимая местью, и больше ничего. Они никак не растут и не меняются, за исключением того, что 9S сходит с ума. Тогда игра про пустых и бесхарактерных андроидов, которые ходят и всех убивают, просто потому что им приказали, превращается в игру про мальчика-истеричку, которого целенаправленно троллят местные боги, подкидывая ему на путь все больше поводов поорать. Все ролики так упоенно обсасывают слово «экзистенциализм», однако экзистенциализм в Автомате – это bait. И я клюнул на него. Я видел все эти начинания, и я искренне надеялся, что они дадут свои плоды.

Но в итоге-то о чем оказалась игра? Что в центре ее повествования, что двигает сюжет вперед? Андроиды, которых местные боги научили только убивать, ходят и убивают. Они не сбрасывают оковы своего программирования. Не рефлексируют. Не пытаются найти себе новую цель в жизни – даже когда узнают, что все, чем они руководствовались, было фикцией. Точнее как – ренегатка A2 формально это делает, но на деле занимается все тем же истреблением машин, как и завещали местные боги хаоса. Сошедший с ума 9S делает все то же самое – ходит и убивает машин. Ничего не меняется, только вместо холодного игнора окружающего мира и здравого смысла начинается истерическое отрицание окружающего мира и здравого смысла.

Nier Automata – это игра о тщетности и об истерике. Никакой философии, кроме поверхностных референсов, тут нет и в помине.

Ее нельзя даже рассматривать как рассуждение о тщетности нашего бытия, потому что, как я уже говорил, почти за всеми событиями игры стояла конкретная сила с властью, сопоставимой с богом, и целями всех друг с дружкой стравить. События, случающиеся с персонажами игры, — не случайность и не последствия решений других персонажей, а искусственная полоса препятствий, навязанная высшими силами. И это сильно обесценивает все происходящее, ставя крест на драматизме.

Чтобы вы поняли, о чем я, вот краткий пересказ финального сценария 9S:

9S: я люблю свою вайфу.

Терминалы: мы заразили вирусом майндхака твою вайфу, и ей пришлось умереть.

9S: *исступлённо орёт*

Терминалы: вот тебе все видеозаписи с твоей любимой вайфу и ее клон, которого ты убьешь.

9S: *исступлённо орёт*

Терминалы: вот твоя лучшая подруга-оператор, она теперь тоже прозомбирована и нападает на тебя, тебе придется ее убить.

9S: *исступлённо орёт*

Терминалы: у нас кончились идеи, поэтому вот тебе полная комната клонов твоих вайфу, которых тебе придется поубивать.

9S: *исступлённо орёт*

A2: слушай, парень, тут такое дело…

9S: *исступлённо орёт и самоубивается об A2*

Я понимаю, что у многих игра вызвала некий эмоциональный резонанс, скорее всего, как раз из-за вот этой истории 9S, но с тем же эффектом, по-моему, можно было приковать героя к стулу и пытать его. Вроде «Пилу» не хвалили как что-то потрясающее и эмоциональное, в чем же тут дело? Герои уж явно не глубже, чем в этих копипастных слэшерах.

Да и сюжет тоже. Игра на две трети – про бессмысленные убийства по приказам, а на оставшуюся треть – про бессмысленные убийства во имя мести. Да, концовка Е наполнена оптимизмом, но вся игра до нее совершенно к ней не вела. Игра не о подах. Игра об андроидах – слепых то из-за своего программирования, то из-за одной всепоглощающей негативной эмоции. Поэтому я не могу сказать, что этот сюжет ни хороший, ни умный, ни трогательный, ни философский, ни – выберите какой-нибудь из эпитетов, которыми его награждают.

Но жопа у 2B красивая, это да.