Если вкратце: всё снова плохо. Ну, как всегда.
Игры года: Yakuza 0 и What Remains of Edith Finch. Я особенно рад тому, что могу назвать одиночную сюжетную большую игру лучшей в этом году, потому что этого у меня не получалось со времен первого «Ксеноблейда» в 2011-м. Про то, почему «Эдит Финч» — одна из лучших игр малой формы, мы недавно говорили в подкасте. Других претендентов на GOTY у меня нет.
Провал года: Nier: Automata. Я все еще надеюсь, что у меня будет достаточно времени и сил, чтобы подробно расписать, почему эта игра – поганое оверхайпнутое недоразумение, но каждый раз вместо этого мне хочется заниматься чем-то более приятным.
Открытие года: «Горгород». Тут, возможно, надо поподробнее: я рэп, в общем-то, не люблю, если не сказать презираю; подавляющее большинство произведений этого, гм, жанра, что я слышал, сводятся к превознесению автора и принижению остальных – и это, как по мне, очень убого. Да и остальной Оксимирон, судя по всему, примерно такой же. А «Горгород» — нет, он как целостное литературное произведение со своим сеттингом и героями. Я, на самом деле, и поэзию-то не люблю совершенно, но ведь на то песни и были созданы, чтобы делать ее лучше. Как интерактивное искусство впитало в себя все лучшее от литературы и кинематографа и навернуло сверху еще своего, так и песни добавляют к стихам эмоцию и аккомпанемент, превращая их во что-то большее. С «Горгородом» же вышло как с другим моим любимым концептуальным альбомом – «Стенкой» Pink Floyd (старый рок я, кстати, тоже не слушаю, как и рэп, но этот альбом — исключение). Они оба со сквозным сюжетом, оба проходят по биографии героя, оба совмещают эмоциональность с острой социальщиной. Ну, и оба шедевры, конечно; я не уверен, что слушал когда-то на русском альбом сильнее «Горгорода».
Удивление года: приехать в Японию спустя пять лет и обнаружить, что ощущение чуда пропало, и его полностью заменило чувство спокойствия, будто вернулся домой.
Пиздец года: ну вы знаете.
Достижение года: закончить его позитивно, несмотря на.