? 20 августа 2013
Краткий экскурс в историю: к Saints Row The Third планировалось масштабное дополнение под названием Enter the Dominatrix, в котором пытающийся захватить Землю инопланетный император Зиньяк заточал героев в виртуальной реальности. Джейсон Рубин в свою недолгую бытность президентом THQ увидел в аддоне большой потенциал и наказал разработчикам расширить его и переделать в полноценный сиквел.
И корни Saints Row IV дают о себе знать: сколько бы в нее контента ни запихнула Volition, по-настоящему полноценной номерной частью ее назвать сложно. Хоть события третьего и четвертого выпусков цикла и разделяют многие годы, складывается ощущение, что буквально вчера герои бились с Киллбэйном, а сейчас у них новый враг в виде пришельцев. В Saints Row IV практически все персонажи перекочевали из приквела, не изменившись ни на йоту, и, пожалуй, именно это лучше всего указывает на происхождение SR4: в нормальной новой части какого-либо сериала игрока, как правило, знакомят с персонажами заново, давая знать, кто есть кто и одновременно подчеркивая, как герои изменились с предыдущего выпуска; в DLC же – наоборот, нет смысла так делать. А SR4 кидает в игрока одного персонажа за другим, не заботясь о том, что их имена неофитам ничего не скажут. Незнакомые с Saints Row четвертой части словно и не нужны: она настолько щедра на фансервис, что кажется, будто она создана чисто ради него, в качестве извинения перед расстроенными SR3 фанатами первых двух частей.
Утверждение, что Saints Row IV – игра «для своих», касается знакомства не только с сериалом от Volition, но и с многими другими продуктами масскульта. Юмор и сатира были неотъемлемыми чертами сериала Saints Row с его появления на свет, но четвертый выпуск прямо-таки грозится похоронить игрока под нескончаемой лавиной пародийных отсылок и гэгов, иногда при этом забывая о вменяемости повествования.
Если в первых частях прохождение сюжетной линии каждой из банд было последовательным и складывалось в цельную историю, то в SR4 каждая миссия существует в отрыве от остальных. За исключением общего контекста (злой повелитель пришельцев похитил друзей, надо их выручить и надрать ему зад), происходящее в SR4 настолько разрознено, что попытки составить какую-то общую картину происходящего даются с трудом.
Не помогает ситуации и то, что у каждого из друзей, которых наш герой пытается спасти, есть свой личный кошмар (откуда его и необходимо вытащить) с уникальным сеттингом и геймплеем. SR4 предлагает презабавнейший набор зарисовок, включающий в себя пародии на ситкомы 50-х, Metal Gear Solid, фильм «Чужой среди нас» и многое другое, – но это разнообразие также оборачивается ей боком, из-за него игра не воспринимается как единое целое не только в сюжетном плане, но и в геймплейном. Это как картридж «99 в 1», произвольным образом запускающий то одну игру, то другую.
С другой стороны, в этой непредсказуемости, «рандомности» игры, несомненно, есть свой шарм. Чем меньше вы знаете о Saints Row IV, тем больше у нее получится вас удивить (к несчастью, многочисленные трейлеры, призванные убедить публику в том, что тут творится настоящее безумие, заспойлили очень, очень многое). Нечасто встречаются игры, в которых разработчики могут воплотить в жизнь свои самые безумные идеи, и Saints Row IV заслуживает внимания уже хотя бы по этой причине.
Не стоит ждать от SR4 классической «песочницы» в стиле GTA – сериал SR всегда был гораздо веселее своего прототипа, и после третьей части, к которой разработчики наконец догадались, что пресловутый «фан» надо ставить во главу стола, они разошлись на полную. Суперсилы, которыми наделен протагонист, меняют ровным счетом все; SR4 резонно сравнивать не с GTA, а с Prototype или Crackdown. Ведь зачем машины герою, который за пару минут на своих двоих пробегает полгорода?
Дебютировавший в SR3 Стилпорт оказался скучным и неживым. Вместо того чтобы пытаться исправить ситуацию, SR4 пошла дальше по пути «неживости» и превратила Стилпорт в город виртуальный. Пешеходы глючат и покрываются жирными пикселями, по стенам домов пробегает рябь, повсюду раскиданы синеватые «кластеры» (нужные для прокачки), при сборе которых по окружающим декорациям проходит световая волна – абстрагироваться от постоянных указаний на то, что все происходящее иллюзорно, невозможно.
В ранних частях город Стилуотер был в центре повествования – за него, в конце концов, боролись банды – но в третьей раздувшееся эго команды героев затмило и без того унылый Стилпорт, а в четвертой город окончательно превратился в декорацию, в набор тропинок и платформ для супергеройского бега с препятствиями. И нормального живого города, честно говоря, сильно не хватает.
Но самое главное – SR4 не воспринимается как часть цикла Saints Row, исконно посвященного борьбе банд за город; SR4 же с ее противостоянием пришельцам в виртуальной реальности больше подходит название «Партизаны в Матрице». Обилие старых героев и ностальгических отсылок лишь усугубляет ощущение того, что это все – один большой фанфик про любимых персонажей, а не настоящая история из их жизни. Вход в чужие реальности – в любимом баре. Шонди в третьей части стала унылой – ничего, вернем веселую Шонди из SR2, пусть их будет две. Персонаж нашел в симуляции своего заклятого врага и наконец-то отомстил? За это он получит сверхсилы и наряд супергероя! Все просто так, из ниоткуда, взломы-хаки-вирусы. Это Матрица, тут что угодно может происходить.
И из-за этой нереалистичности SR4 гораздо слабее удается вовлечь в происходящее. Все-таки дети, играющие в песочнице, строят в ней замки, а не новые песочницы; ровно также и прелесть жестоких видеоигр заключается в возможности творить беспредел в якобы настоящем мире, живущем по своим законам. Saints Row IV такого удовольствия нас лишает: здешний Стилпорт – фикция даже в рамках самой игры, и оттого нет больше ощущения, что ставки, как ранее, высоки. Мы не завоевываем город, мы ломаем инопланетянам их и без того глючную виртуальную реальность.
Ломаем мы ее по-старинке – выполнением всевозможных миссий. Самая распространенная – нанести как можно больше урона при помощи выданного вооружения, которым может быть как пушка, создающая черные дыры, так и танк, и гигантский робот, и летающая тарелка. Вернулись и другие классические задания вроде заказных убийств, похищений автомобилей и причинения самому себе максимального урона (последнее представляет собой полеты ragdoll-модельки от одного капота к другому и на самом деле очень весело). Добавились и новые задания, преимущественно дурацкие – платформинг суперпрыжками и бег в киберпространстве на манер Temple Run.
SR3 была преступно легка: единственным, что хоть как-то мешало пройти ее на высоком уровне сложности без прокачки вообще, были безмозглые AI-напарники, за сохранностью которых иногда приходилось следить. Прокачка же и вовсе превращала героя в неуязвимого терминатора, которому врагам было нечего противопоставить.
Разработчики, очевидно, прислушались к воющим от скуки фанатам и сделали четвертый выпуск заметно сложнее (хоть AI и не починили). Увы, сложность эта принесла не удовольствие, а лишь фрустрацию.
В первой части герой мог лечиться фастфудом – на миссию можно было взять 4 целебных предмета и использовать их при необходимости. Во второй к фастфуду добавилась регенерация здоровья, в третьей еда пропала за ненадобностью: прокачиваемая регенерация делала героя почти бессмертным. В четвертой же здоровье героя не торопится восстанавливаться само собой, фастфуда никакого нет, и выживать предлагается за счет выпадающих из убитых врагов лечилок. Но вот на высоком уровне сложности наносимый врагами урон не компенсируется тем, что они после себя оставляют, и герой часто оказывается на последнем издыхании. В этом состоянии (во время которого изображение «замыливается», и по всему экрану пробегает рябь каждую секунду, отчего нормально играть становится ну очень уж сложно) на сложности hardcore приходится проводить добрую половину времени, пытаясь выбить жалкие крупицы здоровья из ни в чем не повинных прохожих, и это совсем не весело. Лучше уж лечиться чизбургерами и колой, чем так!
Normal зато безбожно прост, особенно если делать побочные задания и прокачиваться, но играть стоит именно на этом уровне сложности. Ведь SR4 – игра про фан, а не про превозмогание перед лицом непосильных испытаний. Раз уж разработчикам не удалось сделать ее и веселой, и интересной с точки зрения сложности – ничего страшного, будем довольствоваться тем, что у них получилось. Даром что аналогов у Saints Row IV нет.
Написано 25 августа 2013 года для «Страны Игр»
____________________________________________
Очень весёлые сценки — и тягомотный геймплей в игрушечном сеттинге. Такой SR4 мне и запомнилась: проходить было забавно, но возвращаться не особо хочется.
6.5