То, что эта игра была прямо для меня, мне было ясно с первых кадров трейлера. Подчеркнуто дешевая, в стилистике страдающего средневековья адвенчура без лишнего геймплея, зато с решениями, которые регулярно принимает игрок, — отличная идея, которую, как мне кажется, Obsidian не смогла дожать.
Дальше спойлеры.
Pentiment вся посвящена маленькому городку в Баварии и близлежащему монастырю. Игра делится на три большие главы, между которыми проходит довольно много времени: сперва семь лет, а потом ещё восемнадцать. Это позволяет показать, как меняется жизнь в городе, и в целом раскрыть долгосрочные последствия решений. Перед каждым скипом главный герой Андреас раскрывает убийство, чтобы спасти невинных, причём правильных ответов игра не даёт, и в итоге Андреас словно переводит стрелки, чтобы не пострадали невиновные, но о виновности того, в чью сторону он направил вагонетку, приходится сомневаться.
В целом игра тащит аутентичностью сеттинга и детективной составляющей, позволяющей параллельно преследовать несколько подозреваемых. Увы, все эти расследования и обвинения оказываются для самой игры совершенно не важны.
Всё сильно портится уже в конце второй главы. Он нормально работает только в случае, если Андреас обвиняет Ханну: понятно, что она побежит к Ленхардту на мельницу, а он её будет защищать. Но в случае с Гаем это превращается в фарс: он и выйти из заточения не может, и с мельником его ничего не связывает — тем более уж настолько, чтобы тот был готов себя на кон поставить ради какого-то там монаха. Сразу становится очевидно, что это одна и та же сцена на все три решения, и это очень портит впечатление от игры.
Ну и сразу же после этого Андреас, человек, роль которого мы отыгрывали всё это время, вне зависимости от каких-либо наших решений идёт самоубиваться, пытаясь вытащить какие-то там книги из библиотеки. Серьёзных предпосылок для такого поступка не было. Это можно было бы, например, объяснить при помощи чертогов разума, с которых игра начинается и которые после этого мигом забываются и толком не используются. Но они тоже оказываются ни о чём. Достаточной интроспекции Андреаса игра не даёт.
А потом в третьем акте она меняет протагониста на крайне неприятную девушку Магдалину, к которой у нас нет никакой привязанности, а заодно и прыгает на 18 лет вперёд. В результате в городе полно новых персонажей, и Магдалина с ними знакома, а мы — нет.
Третий акт — это очень плохое время для того, чтобы начинать всё с чистого листа. Пора подводить итоги, наращивать драматизм, подводить всё к кульминации, но вместо этого Pentiment жмёт на тормоза и делает всё наоборот: её финальная треть невыносимо медленная и лишённая интриги с расследованием убийства. Выслушивать в десятый раз, как все жалуются на тяжёлую жизнь, благодарят героиню и молятся, очень утомляет.
Развязка тоже не радует ни капли. Я вообще очень не люблю делать предсказания, кто злодей и какие сюжетные повороты будут, но в Pentiment это было невероятно очевидно буквально сразу же. И барон, и Отто сыпали флагами, а злодей-кукловод вычислялся сразу же просто методом исключения. Ввиду очевидности и его личности, и его мотивации терпеть заунывный третий акт было особенно тяжело.
Отдельный камень в огород разработчиков летит за то, что, насколько я понимаю, правильных ответов на вопрос, кто же убийца в первой и второй главе, нет. Это «правды нет, вы можете интерпретировать всё как хотите, автор мёртв всё равно» — гнуснейшая риторика, которую надо осуждать при каждой возможности. Аргумент «а это не имеет значения» тоже не работает: это конкретные персонажи, истории которых мы узнаём и судьбы которых мы вершим, и уже поэтому важно, кто из них замарал руки, а кто нет.
Ну и последний камень — это, конечно, «повесточка». Она не особо портит игру, нет, просто она очень сильно бросается в глаза. Когда плод воображения Андреаса начинает отчитывать его о том, что женщины, значит, бесправны, это выглядит как буллшит из 21 века, а не история из 16-го. Брат Себхат существует только для того, чтобы плюнуть в сторону Даниэля «в 15 веке в Чехии не было чёрных» Вавры и прочитать лекцию о расовом разнообразии. Ну а Магдалина — это буквально сильная и независимая женщина, подчёркнуто не отвечающая популярным стандартам красоты, которая вопреки ворчаниям закостенелых мужиков делает всё, что хочет, а потом уезжает от них в прогрессивную Прагу к подруге-еврейке. Ннннну да.
В целом 7/10. Начали за здравие, кончили себе в соевый латте.