На днях я закончил прохождение последней части Sora no Kiseki, и по итогу не могу серию безусловно рекомендовать — при том, что первая часть мне весьма понравилась.
Чем именно? Начнём с того, что героиня нелепая и тупая. Это и забавно само по себе, и после десятков других JRPG ощущается очень свежо — Эстель, конечно, не Galbrush, но в эту сторону делает больше шагов, чем подавляющее большинство женских персонажей игр.
Второй пункт — наверное, самый главный. В Trails NPC прописаны лучше, чем герои в большинстве JRPG. У каждого есть имя, занятие, какой-то бэкграунд, взаимодействия с другими персонажами и новые реплики после каждого минимального сюжетного события. Это золотой стандарт того, как надо прописывать неписей, лучше только в Disco Elysium :)
Третий пункт связан с предыдущим: сеттинг ощущается очень живым. Тут хорошо прописан лор, события из прошлого постоянно аукаются в настоящем, а мотивация антагониста прямо зиждется на геополитической ситуации. При том, что сеттинг не фэнтезийный и довольно близок к повседневности, у каждого города все равно есть индивидуальность, и один с другим не спутаешь.
Четвертый плюс: локальность конфликта. Это я ещё с Суикоденов одобряю. ОбычноJRPG любят кричать про судьбы мира, и в итоге масштабность сильно бьёт по проработке сеттинга. Тут всё местечковое: вся игра проходит в рамках одного маленького королевства, в котором зреет дворцовый переворот. Поэтому каждый город, каждая деревенька получают тут достаточно внимания, а центральный конфликт не выглядит утомительно клишированным.
Для меня JRPG это во многом путешествие разномастной группы героев по интересным местам и встречи с интересными людьми с постепенным развитием центрального сюжета (и развешиванием ружей для сиквела, если он планируется). В этом плане Trails in the Sky FC меня абсолютно удовлетворила.
Даже в геймплее она оставила в целом положительные впечатления: я её прошёл на средней сложности, делая практически всю опционалку. Боёвка учитывает позиционирование на поле боя и очерёдность ходов, позволяя перехватить инициативу, когда нужно. Есть моментальные умения, есть магия, которую нужно кастовать — но вот только под конец игры враги начинают постоянно прерывать касты, и это жутко бесит. Почти вся игра проходится очень просто, но в конце несколько мест есть, где враги то наносят по ноль урона, то убивают всех героев, не давая им даже сходить. В общем, спасибо, что почти вся игра очень простая, потому что когда простота заканчивается, начинается исключительно фрустрация.
К сценарию FC у меня после прохождения осталась ровно одна претензия: при том, что большинства самых осточертевших клише игре удалось избежать, в одно она всё же вляпывалась достаточно часто, чтобы это коробило. Речь про позиционирование персонажей как суперлюдей и разговоры про их пауэр левел. Вот это «ты не показал им свою Истинную Силу», «ну твоя сила не меньше моей будет», «ты мне льстишь, я знаю, что если ты Не Будешь Сдерживаться, ты целую армию победишь». Увы, это было лишь прелюдией к тому, что пошло дальше.
А дальше я поставлю предупреждение о СПОЙЛЕРАХ, потому что куда без них!
Итак, Trails in the Sky SC страдает сразу от нескольких проблем. Но главных две. Первая — анимешные клише, которых в первой части было мало, тут мозолят глаза очень часто. Вторая — игра вся состоит из повторяющихся сегментов, выстроенных по одной и той же формуле. Да, в первой части герои поочередно обходили пять регионов страны, но кого они встретят и против кого им надо будет выступить в каждом, оставалось интригой. Во второй части героиня повторно обходит все те же места, и в каждом её встречают одними и теми же репликами: «о, это же ты, давно не виделись, как дела, где твой парень?». И ты заранее знаешь, где кого встретишь, и как-то по-новой старые знакомые не раскрываются (исключений всего парочка). В результате почти весь хронометраж второй части оказывается пустым повторением старого без всего того, что сделало первую увлекательной.
Такие антагонисты могли бы быть уместны в пародийной игре. Но нет, SC предельно серьезна
Плюс вторая часть вводит центральных сквозных антагонистов — представителей тайного общества Уроборосов. В каждой локации это происходит одинаково: герои туда приходят, со всеми раскланиваются, узнают, что происходит что-то странное, долго занимаются унылейшим триггерхантингом, потом находят наконец источник бед, которым оказывается очередной представитель уроборосов, после чего происходит следующее:
Повторять четыре раза.
Потом происходит небольшой хороший сегмент с воссоединением главных героев, после чего активизируются четыре древние башни, и после прохождения каждого подземелья нас ждёт встреча с уроборосовцами, которая проходит по абсолютно! тому же! сценарию! Они во время этой встречи начинают говорить о своём бэкграунде, но не договаривают и убегают в финальный данжен. Где — да! Опять! По тому же сценарию, только с победой в конце! Но без какой-то точки в их истории, потому что они опять убегают!
Иными словами, тут полная предсказуемость происходящего слилась с запредельным количеством унылого филлера, который заканчивается лишь для того, чтобы уступить место худшим анимешным клише — всё вот это меряние пауэр-левелами, все эти сражения, которые ничего не значат, потому что у них нет никаких последствий, все эти «мне десять лет и я суперубийца», все эти нравоучения вида «пока у нас есть друзья, мы победим» — и, конечно же, финальный босс анимешных клише в виде гипноза, который тут вообще один из главных сюжетных элементов. И в финале вымышленная условность побеждается другой вымышленной условностью, а герои спасают мир от древнего зла.
Для меня Trails in the Sky SC оказалась чем-то из серии «топ 10 аниме предательств». Не такого я ждал от продолжения столь приятной первой части. Но была ещё и третья — и, если мне казалось, что повествование во второй выстроено слишком копипастно, слишком неестественно, то это я просто не представлял, что меня ждёт дальше.
Даже шутки в SC повторялись так часто, что успели надоесть еще к середине игры
Trails in the Sky 3rd вся происходит в сферическом аду в вакууме. Всех героев затягивает в вымышленный мир, который состоит из повторения всё тех же локаций, что мы проходили в первых двух частях. Практически весь хронометраж герои занимаются тем, что перепроходят уже осточертевшие данжены, обсуждая исключительно дебильные условности здешнего мироздания и открывая новые этажи и новых сопартийцев. В качестве боссов подземелий тут старые знакомые, которые каждый раз говорят одно и то же: «мы сражаемся против своей воли, но мы не будем сдерживаться!!!», на что герои говорят «это хорошо, потому что мы тоже не будем сдерживаться!!!», отмечая «осторожно!!! этот человек очень мощный!!! его оружие очень опасно!!! не надо его недооценивать!!!» и делая вывод «мы уверены в своих силах!!! и покажем их вам!!! не сдерживаясь!!!». Это происходит не раз, и не два, и не десять. Это не сценарий, это донная гниль.
Иногда герои встречают двери, которые говорят «выполни такое-то условие и я покажу тебе катсцену». Бывает просто — привести релевантного персонажа, а бывает и «пройди 400 боёв». И катсцены, которые игра показывает, – это фактически эпилоги, рассказывающие о том, как герои поживали после концовки SC, плюс немного предыстории. И сценки-то сами по себе чаще хорошие, чем не, но зачем прилагать к ним всё остальное?!
Серьёзно, Trails in the Sky 3rd – это одна из худших по своей задумке JRPG на моей памяти. «Давайте создадим искусственный мир из готовых ассетов и потратим два десятка часов на беготню по нему, обсуждение его условностей и копипастный пафос, давайте расставим по нему ещё больше условностей и сделаем их преградами на пути игрока, который просто хочет узнать больше о персонажах» — это просто катастрофа какая-то. Тут всё искусственно, всё вымученно, всё вторично, всё плохо. Кроме тех сценок, что показываются в дверях (и что произошли раньше в реальности), и линии главного героя, которая, хоть и полагается, опять же, на волшебные условности («ооо, я не мог контролировать мою магическую силу»), прописана достаточно толково и искренне (примерно как лавстори из SC, где она была единственным светлым пятном). В итоге тут есть сюжетка на два часа и ещё сцены-эпилоги на три, которые совершенно не оправдывают всё остальное в этой проклятой игре.
А, и геймплей в SC и 3rd стал только злее и хуже. Их я проходил уже на easy, и все равно враги ухитрялись меня доконать — статусными эффектами, например. Один каменит, второй тут же разбивает окамененного героя — всё, ваншот. Так что прохождение в итоге было даже более утомительным, чем первой части на нормале.
В результате из трёх частей Trails in the Sky я могу рекомендовать только первую. Стоило ли проходить всю трилогию в контексте последующих выпусков — узнаю скоро, я уже начал играть в Trails from Zero. А вот в том, хватит ли меня на четыре части Cold Steel, я уже сомневаюсь: там, говорят, всё ещё более анимешно, а у меня эти клише уже поперёк горла стоят.