? 20 марта 2015 года
Три года назад Capcom выпустила Resident Evil Revelations – спинофф ее флагманского хоррор-сериала для 3DS. Хотя к выбору платформы многие игроки поначалу отнеслись со скептицизмом, Revelations многих покорила своей попыткой вернуться к истокам Resident Evil (что оказалось особенно актуально в свете чрезмерно экшновой и разочаровывающей RE6). На деле Revelations идеально подходила 3DS, ведь портативным играм многое можно спустить с рук – например, однообразный геймплей или скудный ассортимент противников. Поэтому перенос ее на домашние платформы особого энтузиазма не вызвал: на них она смотрелась игрой весьма посредственной. Тем более странным выглядит решение Capcom сделать вторую часть Revelations эксклюзивной для «больших» консолей (Sony выпросила в итоге себе Vita-версию, но она еще не вышла), ведь она наследует практически все качества своей предшественницы.
Например, стремление усидеть на двух стульях сразу. С одной стороны, Revelations 2 пытается смотреть в сторону классических (во многом адвенчурных) выпусков RE, регулярно разбавляя экшн длинными паузами с исследованием локаций и иногда даже простенькими головоломками. С другой – она не торопится отказываться от механики последних частей; более того, она добавляет возможность уклоняться от вражеских атак. Но куда больше против хоррора работает возможность проходить игру вдвоем: игра параллельно рассказывает истории двух пар героев, волею судеб оказавшихся на острове, население которого, конечно же, было превращено в монстров.
Асимметричность кооператива должна была стать значимой особенностью Revelations 2, но в итоге обернулась главным ее изъяном. Противопоставление умелых Клэр и Бэрри их немощным напарницам привело в конечном счете к опыту настолько неодинаковому для двух игроков, что он разнится не только по сути своей, но и по интересности. И если достаточно взрослая Мойра еще способна постоять за себя, и ее лом оказывается на деле эффективнее ее же эксклюзивного фонарика, которым можно ослепить некоторых врагов, то юная Наталья способна лишь изредка пользоваться практически бесполезными кирпичами. Правда, в «мирные» сегменты игры обладательницы фонарика и магического пальчика оказываются даже полезнее своих спутников: они не только могут находить предметы, обратив внимание на светящуюся звездочку где-нибудь под столом, но и открывать сейфы, отслеживая цвет условного кружка и вибрацию контроллера.
Сильнее всего, конечно же, асимметричность в плане умений героев проявляется в боях. Особенно это заметно в кампании, где нужно играть за Бэрри и Наталью: грустная девочка с восточноевропейской фамилией вынуждена бегать вокруг врагов, указывать на их уязвимые места, кидать в них злосчастные кирпичи и самодельные дымовые шашки или отталкивать монстров от Бэрри с непонятно откуда взявшейся силой. Теоретически ее умение видеть противников должно помочь Бэрри быстренько в стелсе расправиться с мутантами, не готовыми к подлой атаке. На практике же Наталья начинает кружить возле, пытаясь оказать хоть какую-то помощь, и толку от нее оказывается мало. Играя с другом, проще всего сообщить вслух, где кроется враг и какая часть его тела наиболее восприимчива к атакам, чем пытаться должным образом указать на нужное место. Впрочем, ничего другого все равно не остается: надо же игроку, оказавшемуся на второй роли, хоть как-то занять себя. Задумка с умелым бойцом и его хрупкой помощницей, может, не так уж плоха сама по себе, но реализация ее далека от грамотной. Играть за Наталью попросту скучно: все эти тыканья пальчиком и анонсы, что очередной зомби затаился за стеной слева, не особенно тянут на увлекательное времяпрепровождение.
Разработчики Revelations 2 делали акцент на том, что это игра об изолированном от внешнего мира острове, но в самой игре эта идея отражена слабо. В основном Клэр и Мойре, равно как и идущему по их следу Бэрри, придется бродить по безликим помещениям неясного назначения, спускаться в набившие оскомину канализации и бегать по обязательным в таких случаях огромным трубам. Единственное, что придает игре шарм, – это ее настойчивая «русскость»: скосившиеся серые избы у морского берега, совершенно советский стиль и уровень пропаганды, сентиментальное «my little kroshka». Заведомо скучная предыстория осталась где-то за кадром, основному же действию достались чересчур интеллектуальные в данном случае фразы Кафки и атмосфера полнейшей безысходности, приправленная слишком уж похожими друг на друга фрагментами из дневников несчастных русских рабочих.
Забавно, но именно в дополнительной миссии The Struggle в Revelations 2 наконец-то появляется динамика. Старый Евгений, помогающий выжить Мойре на безлюдном острове, может пользоваться только снайперской винтовкой и ножом, но и этот скромный набор оказывается для второго игрока той еще отрадой: так, по крайней мере, он полноценно участвует в происходящем. Отсутствие скрытых предметов, тикающий таймер и необходимость противостоять волнам врагов куда лучше способствует командной работе и сопутствующему мандражу, чем попытки Capcom создать новаторскую игровую механику. В такие моменты не самая удачная Resident Evil 6 вспоминается практически с ностальгией: там хотя бы была нужная динамика, и ни одного из играющих она никак не дискриминировала, несмотря на разницу между персонажами и ситуациями.
Зато равноправие напарников царит в Raid Mode, заметно похорошевшем со времен оригинальной Revelations. Широкий ассортимент персонажей, различающихся умениями, высокий порог прокачки и обилие рандомно выпадающих пушек и апгрейдов для них заставляют вспомнить Borderlands. «Рейд», правда, линейнее и во всем беднее сериала Gearbox и куда менее динамичен, чем привычный для номерных «Резидентов» The Mercenaries. Толку от второго игрока в Raid Mode, впрочем, не так много: он не может даже помочь поверженному напарнику снова встать на ноги. В случае, если у вас кончилось здоровье, вы либо принимаете поражение (и начинаете этап сначала), либо используете жетон на воскрешение. Игра поначалу выдает где-то с дюжину таких жетонов, но если они все истратятся, а «читерить» охота, то новые придется покупать за реальные деньги. Справедливости ради стоит отметить, что это не что иное, как узаконенный чит, и для нормальной игры в «Рейд» тратить лишние деньги не нужно.
И напоследок еще одно важное замечание: Revelations 2 – игра столь редкого сегодня «среднего класса»: хотя она и не может похвастаться зрелищностью и насыщенностью ААА-блокбастеров, ее цена составляет менее половины от стандартной для «больших» релизов (разница становится еще заметнее, если говорить о российском PS Store). При этом заметно, что за ней стоит большой издатель – хотя бы по высококачественным роликам. Пусть RER2 и не блещет сама по себе, новым, недорогим экспериментам с сериалом, основная линейка которого зашла в тупик, можно лишь порадоваться.
Бывают неплохие игры, которые портит тысяча мелочей; Revelations 2 же – напротив, игра довольно посредственная по сути своей, но запоминающаяся как раз такими мелочами. Большинство локаций серые и унылые – но их красит ни с чем не сравнимый советский колорит. Сюжет, как всегда в «Резидентах», примитивен – но сквернословие Мойры не раз заставляет умилиться. Raid Mode куда менее интересен, чем «Наемники» из других частей, но он помогает разнообразить игровой процесс основной кампании. Да и от прохождения сюжетного режима можно получить какое-никакое удовольствие – главное условиться, кто возьмет на себя позорную второстепенную роль.
Написано 16 апреля 2015 года для «Страны Игр»
____________________________________________
RER2 я недавно перепрошёл на стримах (записи: 1 2 3 4 5), и, как и в случае с первой Revelations, был очень приятно удивлён сценарием. Первая местами закручивала интригу до уровня какой-нибудь MGS и разбавляла серьёзность юмором, вторая же наконец использует в сюжете концепцию страха, делает антагониста уязвимым и может похвастаться самым ярким и живым персонажем за всю историю серии — речь, конечно, о Мойре. Да и концовка тут очень многообещающая. В общем, Дай Сато — лучшее, что случилось с нарративной стороной Resident Evil после четвёртой части, и то, что мы не видим продолжения Revelations 2, — настоящее преступление.
6.5