? 04.07.2013 | ? 18.07.2016
Первые выпуски Earth Defense Force выходили в рамках проекта Simple 2000, подразумевавшего крайне низкие бюджеты, краткое время разработки и ценник в 2000 иен (порядка $20). Впоследствии сериал обрел популярность, поднял цену до уровня серьезных ААА-релизов, но остался верен своим корням: даже от последней части впечатление было такое, будто ее собрали на коленке пять студентов в свободное от учебы время. И в этом определенно есть свой шарм.
EDF проще всего сравнить с фильмом категории «B» про инопланетных захватчиков, использующих во время вторжения на Землю увеличенных в сотни раз насекомых, и бравых солдат, на дымящихся руинах Токио дающих супостатам последний бой. Сочащийся сквозь экран пафос, невероятно китчевые реплики, отвратительнейшая актерская игра – все как в образцовых токусацу-фильмах. Даже музыку к сериалу традиционно пишет Масафуми Такада, постоянно сотрудничающий с известным трэшеделом Гоити Судой.
Earth Defense Force 2025 – четвертая номерная часть цикла, отличающаяся от своих предшественниц в первую очередь наличием сразу четырех классов на выбор. Ranger – стандартный боец, предпочитающий винтовки и базуки; в предыдущем выпуске, EDF 2017, только за таких и можно было играть. Wing Diver – хрупкая дамочка на реактивном ранце; она способна взлететь на любое здание и легко избежать вражеских атак, но ее оружие, как правило, расходует ту же линейку энергии, что и ранец. Air Raider – новый класс, копит за убийство врагов очки, за которые заказываети доставку боевой техники вроде танков или пилотируемых роботов. Наконец, Fencer – тяжеловес, способный тащить на себе не два, а сразу четыре разных вида оружия, в числе которых могут быть копья и щиты; ходит он очень медленно, зато реактивные двигатели, поставляющиеся в комплекте с тем или иным выбранным обмундированием, помогают ему или подлетать вверх на высоту небольшого дома, или делать быстрый рывок в нужном направлении.
Стили игры за разные классы различаются очень сильно, но, увы, менять их по ходу игры не получится: собранный на поле боя лут дает дополнительное здоровье и новое оружие только классу, за который играл пользователь. А в EDF 2025 не то что во вторую половину игры сунуться – миссий на десять вперед забежать без прокачки подобно самоубийству. Иными словами, за каждый класс надо проходить всю игру заново. Все 94 (!) миссии.
Не то чтобы они сильно между собой различались, по правде говоря. Разновидностей врагов тут, кажется, вдвое больше, чем в предыдущей части, но ввиду вдвое же увеличившейся продолжительности игра все равно ощущается как парад «копипасты». Разных локаций тоже очень мало, и раз за разом придется возвращаться в одни и те же места.
Не хватает EDF и целостности: идущие друг за другом миссии, как правило, между собой вообще не связаны. Из Токио нас бросает куда-то в горы, из бесконечных темных тоннелей – на солнечный пляж. При этом подземные миссии, как правило, логически сгруппированы в циклы из трех уровней, первый из которых стартует в городском метро, а последний завершается битвой с королевой-маткой (ос, муравьев или пауков – по желанию). Жаль, что в остальной игре такой последовательности не чувствуется – попытки сложить воедино здешнее подобие сюжета вряд ли увенчаются успехом. Впрочем, невелика потеря.
Нередки ситуации, когда все вокруг оказывается устлано трупами врагов и становится сложно понять, кто в этой куче-мале еще жив, а кто – нет. Увидеть своего героя в таких случаях тоже непросто.
На что, однако, стоит посетовать, так это на очень неровный фреймрейт. Несколько проседать при большом скоплении врагов ему, конечно, простительно, но когда в небе появляется инопланетный корабль, одновременно палящий из десятков лазерных пушек, игра превращается в настоящее слайдшоу. EDF 2025 тормозит сильнее, чем все остальные известные мне консольные игры, и из-за этого проходить некоторые (к счастью, немногие) миссии становится очень уж неудобно.
Зато очень хорошо обставлен онлайновый мультиплеер: благодаря возможности задавать множество критериев довольно легко найти лобби себе по вкусу, причем можно присоединяться даже к людям, уже находящимся в игре (придется, правда, дождаться, пока они закончат миссию). В любое время можно общаться с напарниками, выбирая крестовиной реплики из большого числа заготовок.
EDF 2025 – это увлекательный шутер в духе давно забытых игр 90-х: патроны бесконечные, враги – пушечное мясо, никаких укрытий и регенерации. В одиночку тут делать нечего: суть EDF – в кооперативном прохождении, в чувстве плеча, в совместном противостоянии противнику, превосходящему вас в сотни раз как числом, так и размерами. Была бы она чуть поразнообразней, цены бы ей не было.
Написано 7 июня 2014 года для IGN Russia
______________________________________
На самом деле, каждая следующая часть EDF становилась лучше и разнообразней. На пятую часть я не написал обзор, но она взяла всё, что было в 4, и улучшила: в кампании ощущается сквозной сюжет, классы можно менять на ходу благодаря общему луту, постановка в миссиях какая-то появилась. Так что пятая часть сделала четвертую устаревшей так же, как релиз четвертой отменил третью. Что ж, в этом году шестая!
7.0 (в коопе на четверых в улучшенной версии 4.1)