Обзор Everybody’s Gone to the Rapture | легкость небытия

Обзор Everybody’s Gone to the Rapture | легкость небытия

? 11 августа 2015

Говоря о разработчиках Everybody’s Gone to the Rapture, молодой студии The Chinese Room, обычно в первую очередь вспоминают не противоречивую Amnesia: A Machine for Pigs, а куда более единодушно любимую публикой Dear Esther. DE предлагала игроку побродить по красивому, но пустому острову, попутно слушая чрезмерно красноречивые и многословные монологи, десятками и сотнями напыщенных и противоречащих друг другу метафор пытающиеся рассказать простецкую в целом историю. Да, я очень, очень не люблю Dear Esther – и к новому релизу от The Chinese Room относился со скепсисом: вдруг там опять форма одержит сухую победу над содержанием?

На счастье, все оказалось куда лучше. Everybody’s Gone to the Rapture и правда по форме напоминает Dear Esther – или любой другой «симулятор ходьбы», как подобные игры часто называют – но, в отличие от дебютной работы The Chinese Room, она посвящена не словоблудию, а искренней и непосредственной повседневности – в которой, однако, творятся странные вещи.

Обзор Everybody’s Gone to the Rapture | легкость небытия

Действие EGttR разворачивается в далекой английской глубинке, в провинциальном городке, из которого почему-то пропали все люди. Название игры, да и ее начало, посвященное местному пастору, намекают на библейское происхождение этого паранормального явления; интерфейс, оформленный в духе пропаганды времен Холодной войны, и дата, когда происходят здешние события (середина 80-х), склоняют в сторону антропогенного объяснения – но обе эти теории отправляются в мусорную корзину уже после буквально десяти минут игры: короткий разговор, который мы слышим в первой же телефонной будке, недвусмысленно дает понять, что всему виной неведомое нечто, пришедшее извне. И историю, рассказываемую в Everybody’s Gone to the Rapture, легко разделить на две условные части: одна повествует об обитателях маленького городка, другая же посвящена этому «нечто».

Но горожан и след простыл – остались лишь сгустки света, которые при вашем приближении обретают человеческую форму и дают возможность прослушать какой-нибудь важный диалог, состоявшийся на этом месте (собственно, из поиска таких кусочков сюжета на довольно обширной карте и состоит здешний геймплей). Таким образом, повествование в игре преимущественно ведется через диалоги, которые можно было бы назвать катсценами, не будь здешние персонажи редуцированы до светящихся силуэтов. При этом создатели EGttR продемонстрировали чудеса кастинга: даже несмотря на то, что мы ни разу за всю игру не видим ни одного из персонажей, их голосов достаточно, чтобы в голове сложилось четкое и яркое представление о том, кто есть кто. И эти диалоги – без сомнения, самая запоминающаяся часть игры. Крайне интересно и увлекательно слушать не только про то, чем жил город в спокойное время, но и о том, как каждый из жителей реагировал на начавшиеся паранормальные явления и таинственные исчезновения соседей. Не обошлось, впрочем, и без ложки дегтя: среди здешних сценок довольно много пустоватых и повторяющихся по смыслу. Ну сколько раз можно слушать предположение о том, что пропавший человек наверняка просто поехал в соседний город, или рассуждения о том, что, возможно, в происходящем виновата вовсе не эпидемия гриппа?

Обзор Everybody’s Gone to the Rapture | легкость небытия

Не менее интригует и НФ-составляющая сюжета. Если истории горожан напоминают рассказы Бредбери, в которых с обычными людьми приключалось что-то из ряда вон выходящее (но неизменно безрадостное), то арка, посвященная поразившему город явлению и двум связанным с ним ученым, – это настоящий Лем. Эпизодически игре удается произвести впечатление заправского хоррора – даром что тематика вторжения в обычную размеренную жизнь непонятного и непознаваемого нечто этому более чем способствует. Впрочем, развязка всему голова – а она-то как раз меня и разочаровала. Для истории, которой, казалось бы, самое место среди мрачных произведений лучших фантастов эпохи Холодной войны, тут слишком слащавый финал.

И напоследок стоит подчеркнуть, что EGttR – игра редкой красоты (этого как раз от авторов Dear Esther стоило ожидать). У The Chinese Room получилось создать крайне правдоподобный английский городок, богатый на всевозможные детали (про интерьеры, увы, того же сказать нельзя; в этом плане с Gone Home игра не сравнится). При прохождении вы наверняка не будете снимать палец с кнопки Share: как и The Vanishing of Ethan Carter, Everybody’s Gone to the Rapture можно использовать как генератор красивейших обоев для рабочего стола. Под стать графике и звукорежиссура с саундтреком – все это вместе вкупе с отличной актерской игрой и заслуживающим похвалы сценарием оставляет очень сильное впечатление.

Everybody’s Gone to the Rapture – игра, несомненно, не для всех. Она очень нетороплива (кстати, быстрее ходить можно при помощи кнопки R2), сюжет в ней приходится собирать по раскиданным по огромной карте крупицам, которые легко пропустить, и никаких рудиментов геймплея вроде головоломок, которых так жаждут лудофундаменталисты, тут нет и в помине. Нет ничего стыдного в том, чтобы честно сказать, что такой тип игры не для вас. Людям терпеливым же она подарит несколько красивых и эмоциональных часов, документирующих хроники последних дней человечества.

Написано 21 августа 2015 года для IGN Russia

_______________________________
Концовка для меня остаётся определяющей частью произведения: короткое путешествие мне понравилось, но после разочаровавшего финала возвращаться к этой истории уже не хочется. Жаль.

7.5