? 26.12.2002 | ? 27.01.2003 | ? 23.05.2003
Спросите любого более-менее осведомлённого человека о том, какими RPG мог похвастаться Dreamcast, — и ответом будут Grandia 2 и Skies of Arcadia. По иронии, обе они не стали эксклюзивами для последней консоли от Sega — Grandia 2 была портирована на PC и PS2, а Skies of Arcadia через два года после выхода была перенесена на GameCube с подзаголовком Legends.
Количество нововведений в Legends столь мизерно, что им вполне можно пренебречь, — один сайдквест, четыре битвы и немного предыстории так нуждающегося в ней антагониста. Никакой поддержки Progressive Scan или Dolby Digital, никаких модных фич: всё вернулось прямиком с Dreamcast, включая графику, которая и в 2000-м году-то была далека от совершенства.
Визуал — одна из слабейших сторон SoA Legends. Модели персонажей не блещут детализацией, текстуры на лицах очень топорно меняются в зависимости от настроения героев. Музыка стандартно невыразительна, чего не сказать об озвучке. Вместо того чтобы оставить персонажей абсолютно немыми (что, хоть и не похвально, но не так уж и плохо — типичный пример тому игры Squaresoft для PS one), авторы Skies of Arcadia решили дать персонажам голоса, но ограничить количество оцифрованной речи в диалогах до… междометий, как в какой-нибудь Banjo-Kazooie! Сказать, что на фоне общего отсутствия голосов внезапные восклицания типа «Haha!» или «Yay!» звучат несуразно, — не сказать ничего. Сражения, впрочем, не остались в обиде: в них как раз озвучки достаточно, да и уместна она там.
Сюжет Skies of Arcadia не блещет оригинальностью; напротив, он преимущественно состоит из уже многократно использованных штампов. Действие игры разворачивается в мире, где на парящих в бескрайних небесах континентах когда-то жили шесть технологически развитых цивилизаций. Как водится, они не преминули использовать друг на друге оружие массового поражения, результатом чего стало практически полное уничтожение оных цивилизаций со всеми их достижениями и разрушение большинства континентов до небольших островков. Выкарабкавшись из каменного века, люди вновь начали осваивать небесные просторы — появился и местный агрессор — империя Валуа, и противостоящая ей держава Наср, наладились торговые пути… Самое время для появления пиратов!
Какие ассоциации приходят вам в голову при слове «пират»? Приключения, сокровища, грациозный Джонни Депп? И это — при том, что пираты, всё-таки, в абсолютном большинстве своём были грязными, неопрятными, грубыми и агрессивными людьми, отбросами общества, так сказать… Нивелирование этих их качеств, систематическая идеализация пиратов уже стали традицией, которую, как следовало ожидать, набитая клише SoA продолжает. В игре сразу же идёт чёткое разграничение на чёрных и белых — то есть, простите, голубых. Чёрные Пираты — злые, они грабят всех подряд, а вот Голубые — широкой души люди, прямо-таки Робин Гуды — торговцев не обидят, а злых имперцев накажут и ограбят. И — сюрприз, сюрприз! — играть мы будем именно за одного из этих честных, храбрых и отважных пиратов. Ах!
Встречаем главного героя — Вайс голубее всех голубых (недаром сын капитана) — чист душой, оптимистичен и дерзок. Последнее качество, кстати, поощряется игрой — в зависимости от принятых решений в диалогах будет изменяться соответствующая характеристика Вайса, swashbuckling, влияющая на диалоги и даже цены. Есть у героя и идея фикс, которую он величает мечтой, — облететь весь мир, повидать неведомые земли (нам бы таких пиратов — Колумб с Магелланом жили бы на пособие по безработице!). Есть у него и подруга детства Айка, стопроцентно вписывающаяся в стереотип «бойкой девчонки». Начинается игра с того, что наши герои во время очередной атаки на один из кораблей злой Валуанской империи по воле случая спасают тихую, скромную и беззащитную девушку Фину. Но, поскольку Фина — единственная представительница расы древних, злая империя нападает на убежище Голубых Пиратов и похищает её. И, конечно же, наши герои, заручившись поддержкой грузного мужчины с механическим протезом вместо одной руки, не преминут безрассуднейшим образом атаковать самое сердце могучей империи и выкрасть оттуда их новую подругу… Вы ещё не грызёте ногти от дежа вю? Правильно, не грызите — это негигиенично.
Стандартен и геймплей. В городах — таверна, гостиница и магазины, в подземельях — уже проевшие печень рандомные битвы. Бои пошаговые, а-ля Final Fantasy 1-3: в начале хода отдаём команды всем четырём персонажам, а затем наблюдаем за их поочерёдным исполнением. Ничего особенного.
Давайте на секунду отвлечёмся и вспомним Xenogears. Вспомним заметную разницу в динамике между рукопашными боями и битвами с участием неповоротливых Гиров. Вспомнили? Теперь перенесите эту разницу на SoA, где альтернативными боями являются дуэли кораблей. Система та же — четыре команды за ход — но манёвры кораблей не в пример скучнее и длиннее, нежели беготня персонажей, да и корабли, как водится, далеко не так гибки в развитии.
Но не обошлось и без приятных сюрпризов. Так, ближе к концу игры у вас появится собственный остров, заселением и обустройством которого можно будет заняться. Не Suikoden, конечно, но тоже весьма и весьма мило. Почти сотня объектов на карте мира, которые вам предстоит открыть, и десяток объявленных в розыск злодеев тоже разнообразят игровой процесс. Впрочем, думается мне, далеко не один игрок разочаруется в поиске неизведанных тайн мира Аркадии, когда узнает, что рэндомные битвы будут неотступно преследовать его и во время полётов по необъятным небесным просторам!
Skies of Arcadia Legends — посредственная игра, выделяющаяся в первую очередь тем, что является единственной классической RPG на GameCube (ввиду того, что Tales of Symphonia от нас ещё далеко). От создателей легендарной серии Phantasy Star можно было ждать большего. Рекомендуется романтикам, готовым с головой погрузиться в атмосферу открытий, приключений и сокровищ. Не рекомендуется циникам и аналитикам, а также людям, на дух не переносящим клише.
Написано 9 марта 2004 года для game24.ru
________________________________________________
К 20-летию Legends решил откопать один из своих ранних (и совсем слабых) текстов. Skies of Arcadia — ужасно переоценённая игра, единственный плюс которой заключался в том. что она была редкой игрой в своём жанре на культовой платформе.
3.5