? 08.12.2012 | ? 18.11.2012 | ? 30.11.2012
Разработчики ZombiU никогда не скрывали, что вдохновлялись Demon’s и Dark Souls. Даже тэглайны у игр схожи: «Prepare to Die» нашло в ZombiU аналог – «How long are you going to survive?». Подразумевающийся сам собой ответ – «недолго».
Первая из выживших продержалась минут двадцать. Она осторожничала, экономила патроны, маневрировала между зомби, чтобы стоять лицом к лицу только с одним противником единовременно, следила за здоровьем и подчинялась своему спасителю – не показывающемуся на глаза безумцу, предвидевшему чуму, превратившую всех людей в чудовищ, и подготовившемуся к ней. Ему были подвластны камеры наблюдения, которыми утыкан весь Лондон, и благодаря им он смог найти выжившую и позвать в свое убежище – забаррикадированную станцию метро. И по его же поручению она шла в супермаркет – но вот только он не предупредил ее о сигнализации, которая срабатывает при попытке вломиться в магазин. На звук сбежались зомби, девушка запаниковала, побежала внутрь, потерялась в темноте – и пропала. «Какая потеря», – меланхолично промолвил бывший наставник.
Второй выживший оказался неудачником: всего в паре шагов от убежища он столкнулся с несколькими зомби, не успел оттолкнуть подошедшего слишком близко мертвеца и был укушен. На счастье, это произошло после того, как он нашел ставшую одним из зараженных первую девушку, расправился с ней и снял с ее трупа все ее барахло – хотя бы оно зря не пропало.
Третий накопил достаточно полезных предметов, чтобы его рюкзак переполнился. Он отыскал укромный уголок, чтобы разобраться с награбленным, но в процессе сортировки вещей заметил краем глаза шевеление совсем рядом с собой. Перепугавшись, он схватил вместо пистолета коктейль Молотова и разбил его об лицо стоящего вплотную к нему зомби.
Четвертый, собравший с обугленного трупа предшественника кучу полезностей, унес ее не так уж и далеко: у Букингемского дворца его настигла целая волна нежити, от которой он пытался отбиться стационарной турелью. В турели кончились патроны, и, пока он пытался ее перезарядить, мертвецы успели его окружить.
Пятый, толстый, носатый и похожий на Дэвида Кейджа, оказался успешнее прочих: его жизнь продлилась более двух часов! За такой продолжительный срок он сумел обойти и обыскать много разных мест, открыть несколько люков в канализацию, по которой можно с легкостью добраться до безопасного убежища, и научиться неплохо стрелять из пистолета – и, на свою беду, выстрелил в упор в зомби, обвешанного взрывоопасными баллонами. Открытыми проходами и собранным оружием его последователи воспользовались, но навыки, само собой, были утрачены навсегда.
Девушка, идущая в списке шестой, не успела даже удивиться тому, что баллоны на подобных зомби взрываются и от удара битой. Старик под номером семь был ослеплен плевком мутировавшего зомби и растерзан его соратниками. Восьмая спаслась от наваливавшегося на нее зараженного, сделав тому инъекцию вируцидом – но после этого спасительный шприц был пуст, и от успевшего подобраться к ней второго зомби спасаться было нечем. Девятый выживший умер, не успев разобраться с ожившим трупом номера восемь – и так пошло прахом все накопленное предыдущими страдальцами. ZombiU не дает поблажек.
Потерявшим все собранное оружие ближе к концу игры не стоит падать духом: полюбившиеся дробовики и карабины можно будет найти в тех локациях, где они лежали изначально – но не на прежних местах, так что придется заняться поисками. В ранее зачищенные локации зомби через какое-то время возвращаются – поэтому нельзя никогда заранее знать, сколько противников встретится и где.
Героям, которых игра создает на лету из шаблонных заготовок (внешность, имя, фамилия, профессия), приходится бегать по заполненному зомби Лондону в поисках писем Джона Ди, известного астролога XVI века, который по здешней легенде имел дело с чумой и разработал для нее вакцину. Сюжетная линия тут довольно слаба – но играть стоит, конечно же, не из-за нее. ZombiU ценна в первую очередь крайней уязвимостью героев, столь редкой в современных играх. Несколько ударов или один укус – и всё, с полюбившимся героем можно прощаться. Патронов мало, аптечек мало, места в инвентаре мало – а чтобы распрощаться с содержимым рюкзака, достаточно сделать, условно говоря, две ошибки подряд. ZombiU возвращает «survival» в «survival horror».
Впрочем, со вторым словом из названия жанра тут не все ладно: ZombiU не делает того, что правильному хоррору стоило бы – она почти никогда не удивляет. Она склоняет к прохождению спокойному и размеренному – в целях необходимой осторожности, конечно же – и при этом страдает от предсказуемости.
Возможно, виной тому реалистичный сеттинг. Продуктовые магазины, тоннели канализации и горящие интерьеры Букингемского дворца – не те места, от которых можно ждать сюрпризов, а зомби – не те противники, которые могут чем-то удивить. Да, есть парочка интересных модификаций противников, но они встречаются очень нечасто, и основная масса врагов даже в финале игры остается хромой и голодной.
Чтобы экономить патроны, против одиночных противников резонно использовать крикетную биту, которой по умолчанию вооружены все выжившие. Другого оружия ближнего боя в ZombiU не предусмотрено вообще (а ведь, казалось бы, именно в этом вопросе стоило бы проявить фантазию!), поэтому расправа над нежитью проходит по очень быстро надоедающей схеме: четыре удара по голове – добивание лежачего. Если зомби бронированный, то сперва надо тремя ударами сбить его шлем, а потом уложить еще с шести (наверное, подразумевается что у копов чугунные головы). И при каждом ударе биты герой истошно орёт, как будто это не он лупит зараженных по черепушке, а они его.
Еще одна мелочь, которая успевает здорово надоесть, – зеленый цвет. Как Deus Ex: Human Revolution был весь окрашен в желтый, ZombiU пропускает каждый кадр (в котором нет пламени) через мутно-зеленый фильтр, и единственный способ увидеть игру в первозданном виде – это взглянуть на окружение через сканер-планшет. Да и выглядит игра не то чтобы хорошо: внешний вид зомби еще можно терпеть, но декорации смотрятся совсем бедно – сказывается отсутствие самого уж простенького бамп-мэппинга.
В ZombiU есть еще и мультиплеер на двоих. Один играет роль выжившего с пультом и нунчаком в руках, словно играя в обычный FPS для Wii, другой же видит на геймпаде карту местности, на которой он волен расставлять зомби. По концепции это несколько напоминает распиаренный AI по кличке Режиссер, который якобы руководил появлением врагов в Left 4 Dead, подстраиваясь под действия команды героев (правда, проведя за дилогией L4D более тысячи часов, я не могу не смеяться над утверждениями о существовании какого-то там AI).
Бесконечно много зомби наплодить за раз нельзя – на них тратится неторопливо самовосполняющийся ресурс. Со временем повелитель мертвечины поднимает уровень, что позволяет ему улучшить своих подопечных. Но стоит помнить, что крутые зомби вроде плевальщика будут стоить куда больше простого пушечного мяса.
На выбор здесь три режима – две вариации на тему survival и заслуживающий отдельного упоминания захват точек. Правила его достаточно традиционны – нужно стоять в указанном месте достаточное время, чтобы получить заветное очко, и побеждает тот, кто быстрее достигнет нужного счета – да вот только игра с пультом и нунчаком разительно отличается от игры с геймпадом. Выживший оттягивает себе точки, просто стоя рядом с ними, а вот обычные зомби этого не умеют – и для захвата властителю нежити нужно расставлять на точки дорогих и не умеющих сражаться мертвяков и старательно их защищать пушечным мясом – ведь выживший с легкостью может их обезглавить. Для этого, правда, ему придется покинуть облюбованное местечко: он-то может быть лишь в одном месте в одно время, а стратег с геймпадом волен расставлять свою орду как ему заблагорассудится. Зато при гибели выживший не тратит ничего – поэтому иногда бывает целесообразно взорвать себя гранатой, унеся с собой в мир иной кучу скопившихся вокруг врагов. Иными словами, тут важна не столько меткость, сколько тактические решения. Получается, что мультиплеерный придаток к солидной одиночной игре оказался самым настоящим сплавом FPS и RTS, готовом похвастаться большей глубиной, чем любой из соревновательных режимов Nintendo Land!
ZombiU – игра очень неровная и наделенная рядом бросающихся в глаза недостатков – от проблем с управлением и багов до предсказуемости и однообразия – но при всем этом ее легко полюбить уже за саму концепцию, за то, что в ней приходится прилагать все усилия для того, чтобы выжить.
Написано 12 января 2013 года для «Страны Игр»
____________________________________________________
Эх, была бы она поярче и пободрее! Задумка неплохая, но сама игра слишком серая и тягомотная, чтобы её кому-то рекомендовать. Проходить её, впрочем, было довольно интересно — но это было ещё тогда, когда Souls-лайки не утомили до безумия. Отдельно хочется отметить, что здешний мультиплеер впоследствии повторит Resident Evil Resistance.
6.0