Обзор Minecraft | процедурный выживач

Обзор Minecraft | процедурный выживач

? 18 ноября 2011

Даже если вас не интересуют инди-игры, велик шанс того, что о Minecraft вы все-таки слышали. Начавшись как очередной проект никому не известного шведа-одиночки, «Майнкрафт» быстро превратился в настоящий феномен, покоривший миллионы геймеров и собравший тысячи фанатов на конвент еще до официального релиза версии 1.0. В чем же его секрет?

В апреле 2009 года инди-разработчик Зак Барт выпустил игру Infiniminer. В ней геймерам предлагалось исследовать подземелья, которые создавались игрой прямо на ходу, и искать полезные ископаемые. Барт задумал командную игру, в которой две группы игроков соревнуются в быстроте добычи ценностей и доставки их на поверхность – однако энтузиасты Infiniminer почему-то не торопились этого делать. Оказалось, что куда интереснее заниматься терраформингом, откапывать новые пещеры, и самое главное – строить. Infiniminer превратился в мультиплеерный 3D-конструктор.

Увы, Зак Барт быстро забросил это свое детище: из-за его ошибки в Сеть утек исходный код Infiniminer, любители принялись создавать собственные вариации игры, и автор понял, что ему заниматься этим проектом больше не в радость. Примерно в это же время другой творец инди-сцены, Маркус «Notch» Перссон, натолкнулся на Infiniminer и понял, что перед ним – игра его мечты. Засучив рукава, Нотч с головой окунулся в разработку собственной «Cave Game», которую уже через пару дней переименовал в Minecraft. Из Infiniminer в нее перекочевал создаваемый на ходу мир, который можно было разобрать по кубикам, а потом собрать во что душе угодно. За какой-то месяц с начала разработки нотчевский виртуальный «Лего» собрал несколько тысяч игроков. Предприимчивый швед сделал Minecraft платным, попросив за нее 10 евро и пообещав, что к официальному релизу цена удвоится. Желающих поддержать разработку игры оказалось немало.

Обзор Minecraft | процедурный выживач

Но Нотч на этом не собирался останавливаться: вдохновившись roguelike-геймплеем Dwarf Fortress, он решил добавить в Minecraft отдельный режим survival – с линейкой здоровья, монстрами, необходимостью добывать все вручную (в классическом режиме инвентарь был изначально заполнен бесконечным количеством разноцветных блоков) и возможностью создавать необходимые инструменты самому. Эти два режима дошли и до нынешней, релизной версии Minecraft.

Про Creative Mode рассказывать, в общем-то, и нечего: если вы хоть раз видели скриншот из Minecraft, то запросто можете себе представить, как люди проводят десятки часов за складыванием разноцветных кубиков в фигурки любимых героев, архитектурные шедевры или, чем черт не шутит, модель космического корябля «Энтерпрайз» в натуральную величину. Это строительство стало визитной карточкой Minecraft, ее лицом. Именно поэтому я долгое время обходил ее стороной: строить самому что-то мне лениво, да и в целом мне не интересен user-generated content. И лишь когда я попробовал «Майнкрафт», я понял, сколько всего я пропустил. Речь, конечно же, о том самом survival-режиме.

Обзор Minecraft | процедурный выживач

Minecraft, как бы странно это ни звучало, – это прелюбопытнейшая зарисовка на тему выживания на необитаемом острове. Ваш персонаж появляется на незнакомых берегах (хотя это, конечно, могут быть и равнины, и даже вершины деревьев, но мне почему-то везло на побережья) – один, без каких-либо средств к существованию и без каких-либо объяснений, что надо делать (хотя отсутствие толковой «обучалки» я бы, конечно, занес в минусы). Все, что умеет ваш персонаж – разбивать блоки, из которых состоит окружающий мир (чем прочнее материал, тем сложнее это сделать: разбить камень голыми руками игра, конечно, позволяет, но на это уйдет ну очень много времени), класть их куда захочет и, что самое важное, комбинировать свои находки во что-то новенькое.

Так вот, начать стоит с проверки на прочность ближайшей березки. Деревья в «Майнкрафте» на удивление хрупки и поддаются кулакам главного героя, словно тот – Чак Норрис. Полученную древесину можно расщепить на доски, а из них – смастерить стол, на котором можно заниматься полноценным «крафтом». Из досок получаем палки и начинаем экспериментировать: две палки по вертикали и дощечка сверху – это лопата. К черенку можно приставлять разные наконечники: один вариант даст топор, другой – мотыгу, третий – кирку. Последняя – самый полезный инструмент: с ее помощью легко дробятся камни.

Обзор Minecraft | процедурный выживач

Можно развлекаться с терраформингом! Правда, недолго: солнце потихоньку катится за горизонт, а ночью монстры выходят на охоту. И первая ночь наверняка врежется в память любому человеку, попробовавшему майнкрафтовский survival. Полное отсутствие каких-либо ориентиров, ущербное оружие (деревянный, в лучшем случае – каменный меч) и монстры отовсюду. Вялые зомби – небольшая помеха, если их не так много; прыгающие пауки чуть более надоедливы, благо что преследовать могут более умело; скелеты-лучники могут изрядно подпортить вам здоровье. Но в один прекрасный момент вы вместо удара сзади услышите лишь тревожное шипение и, развернувшись, столкнетесь лицом к лицу с недовольно выглядящим зеленым созданием – и это будет последним, что увидит ваш герой. Криперы в Minecraft – все равно, что камикадзе из Serious Sam, сбавившие скорость и научившиеся молчать: подкрадываются тихо, а взрываются так, что могут запросто разнести на части персонажа с полным здоровьем. Поневоле начинаешь думать, что все остальные монстры созданы лишь для того, чтобы отвлекать игрока, пока к нему незаметно подбираются смертоносные криперы. Но лишь забрезжит рассвет, как враги начнут исчезать один за другим: они появляются лишь там, где темно (поэтому ими кишат пещеры, например). Андеды и вовсе не переносят солнечного света – они тут же сгорят; но осторожность все же не стоит терять – неподалеку могут быть еще оставшиеся с ночи криперы.

Ночная битва наверняка оставила героя без львиной доли здоровья, которое почему-то не хочет восстанавливаться. Регенерируют персонажи Minecraft лишь на полный желудок – это повод прирезать парочку невинных свинок, пасущихся неподалеку, и как следует подкрепиться… сырым мясом? Вовсе необязательно: можно сложить из камней печь и растопить ее с помощью дров. Для ленивых, впрочем, есть экстремальный вариант – оставшиеся с ночи куски зомбятины. Они практически гарантированно отравят, зато по крайней мере голод на какое-то время отступит.

Обзор Minecraft | процедурный выживач

Едва пережившие первую ночь вряд ли захотят, чтобы вторая была такой же – на их счастье, ночи можно пропускать за сном. Для этого необходим дом, куда не смогут проникнуть враги; кровать, которая, помимо досок, требует еще и овечьей шерсти; наконец, свет – ведь монстры появляются лишь во тьме. Чтобы создать факел, надо будет порыскать по окрестности в поисках месторождения угля, которые, к счастью, встречаются часто. В свое скромное жилище имеет смысл перетащить и рабочий стол, и печку, а заодно и поставить там пару ящиков, в которые можно складировать не помещающиеся в инвентарь предметы.

Со временем животные в окрестностях дома закончатся – самое время озаботиться возобновляемыми источниками еды. Прочесывая траву, можно найти семена пшеницы; предварительно подготовив почву с помощью мотыги, засеиваем и буквально через день собираем урожай (после чего вновь заполняем грядки полученными при сборе урожая семенами) и печем хлеб. Можно и сахарный тростник выращивать, и тыквы, и арбузы. А на воле, помимо свиней, ходят еще и курицы с коровами, которых при должной сноровке можно затолкать в предварительно сооруженный загон и собирать с них яйца и молоко.

Обзор Minecraft | процедурный выживач

Стоп. Minecraft – не «Веселая ферма» и не Harvest Moon. То есть она может ими быть, если вы захотите. Вы можете каждый день печь себе торт (у него весьма сложный рецепт, использующий все вышеперечисленные ингредиенты), а можете вообще оставить позади родные края и отправиться в дальнее путешествие. Мир, который Minecraft автоматически создает по собственным хитрым алгоритмам, практически бесконечен, и невозможно предугадать, что таится за горизонтом.

Правда, куда более очевидный вариант – идти не вдаль, а вглубь. Неподалеку от вашего дома всенепременно найдется хотя бы парочка подземных ходов. Пусть даже какие-то из них и окажутся тупиками – другие будут вести все глубже и глубже, все дальше и дальше. Под землей всегда темно – так что стоит запастись факелами (по логике игры, они не освещают пространство вокруг героя, пока находятся у него в руке, а работают только будучи прикрепленными к какой-нибудь поверхности) и оружием – ведь тьма порождает монстров.

Обзор Minecraft | процедурный выживач

Существует у вылазок в бесконечные пещеры и практическая цель: чем глубже, тем больше шансов найти что-то полезное. У поверхности находится уголь (идеальное топливо и материал для факелов), ниже – железо (самый ходовой материал для всех инструментов), а почти у самого дна (высота мира в Minecraft – 128 условных метров, и под землей находится примерно половина этого числа) – золото и алмазы. Можно натолкнуться и на огромные расселины, заполненные лавой, и на спаунеры, из которых бесконечно лезут монстры, и на заброшенные шахты, где еще горят факелы, а в сундуках лежат ништяки. В любом произвольно созданном мире вы найдете огромную сеть тоннелей, пещер, лабиринтов, взаимосвязанных друг с другом – сможете ли удержаться от желания «пройти» этот данжен? Я вот не смог.

В то время как другие занимались строительством замков и воздушных кораблей, я бродил по пещерам. Я не архитектор и не скульптор, я не люблю создавать. Я люблю упорядочивать. Расставить факелы по всем уголкам подземелья, чтобы больше не было сюрпризов в виде внезапно сваливающегося на голову монстра. Замуровать все тупики, чтобы не отвлекаться на них при повторном визите. Опустошить все сундуки, разобрать оставшиеся в шахтах пути железных дорог и деревянные перегородки. Расставить знаки, чтобы было легко ориентироваться, где какой выход, и что это за место. Если вдруг две пещеры, располагающиеся недалеко друг от друга, оказываются не соединены – прокопать тоннель; если нашелся большой лабиринт вдали от дома – обустроить неподалеку каморку со всем необходимым. Подземелья «Майнкрафта» совместили непредсказуемость, «рандомность» rogue-like игр с полной свободой 3D-конструктора, позволяющего преобразовывать местность как душе угодно. Результат оказался поистине уникальным.

Обзор Minecraft | процедурный выживач

Возможно, это прозвучит дико, но Minecraft заменил мне Dark Souls. DS, как и ее предшественница, выделялась на фоне остальных игр беспощадностью к игроку (которого мэйнстримовые релизы нынче чуть ли не за ручку водят): стоило зазеваться, как тут же настигала смерть. В Minecraft – то же самое. Пока вы мирно стучите киркой по стене, собирая ценные ресурсы, сзади может подкрасться крипер; пока вы строите себе дорожку на краю гигантской расселины, стрела подлого скелета непременно свергнет вас вниз; ну а если вы по неопытности или неосторожности вздумаете копать вертикально вниз, будьте готовы к тому, что под тем блоком, на котором вы только что стояли, окажется лава, в которой вы и сгинете. На самом деле, у этих двух игр больше общих черт, чем кажется на первый взгляд: например, смерть в них обыгрывается схожим образом. В Dark Souls на месте гибели оставались все души героя – то есть, деньги и нерастраченная «экспа» по совместительству; в Minecraft при смерти теряется не только опыт (о нем я упомяну чуть позже), но и все, что герой нес с собой, все нажитые потом и кровью драгоценности, ресурсы, экипировка – все это остается лежать на месте гибели (в случае падения в лаву, однако, сгорает безвозвратно). Но лежит добро не вечно – по истечении некоторого срока бесхозно валяющиеся предметы пропадают, и можно запросто не успеть вернуться за ними. Респаунится герой «Майнкрафта» у кровати, в которой он последний раз переночевал, и это тоже напоминает Dark Souls с ее кострами. Наконец, как и в Dark Souls, в Minecraft нельзя сделать запасной сейв на случай фатальной ошибки – игра автоматически сохраняет все, что с вами происходит.

И эта хардкорность только прибавляет острых ощущений. У меня инвентарь почти доверху забит добром: пойти ли мне на поводу у инстинкта исследователя и проверить еще вот эту пару коридоров или же повернуть назад? А если я разобью этот блок над собой – о боже, крипер! И второй! И третий! При этом Minecraft «честнее» Dark Souls – здесь подземелья не выдуманы дизайнерами-садистами, а созданы произвольным образом. Каждый раз, как вы начинаете новую игру, для вас и только для вас создается новое испытание.

Обзор Minecraft | процедурный выживач

А если криперы больше не доставляют острых ощущений, то можно создать портал в нижний мир – этакий ад, в котором живут зомби-свинолюди, ифриты и призраки. Последние особенно опасны – они постоянно находятся в воздухе и плюются в героя фаерболлами, взрывающимися и поджигающими легковоспламеняемые камни, из которых в нижнем мире состоит суша (не подумайте, воды там нет, лишь бескрайнее море лавы). Убить однако такого – уже подвиг (и ачивмент) – для этого нужно отразить его же огненный шар назад, подгадав так, чтобы его траектория пересеклась с мечущимся туда-сюда призраком. Лично для меня один из наиболее ярких игровых моментов за весь этот год случился именно в нижнем мире «Майнкрафта»: я провел долгое время, исследуя огромную крепость и сражаясь с врагами, остался в итоге без меча и еды и вздрагивал каждый раз, как слышал противный, беспокойный плач призрака неподалеку. На выходе из крепости меня поджидали целых два летающих белых гиганта, и я побежал сломя голову от них, слыша взрывы у себя за спиной, судорожно ища дорогу к моему порталу – на кону стояла вся моя добыча за последний час игры! Больше всего мне это запомнилось потому, что это был не заскриптованный момент, как это часто бывает в современных играх – это была реальная опасность, от которой мне пришлось спасаться. В Minecraft вообще нет предопределенных игровых ситуаций, и уже это делает ее интересней многих представителей жанра action-adventure.

Есть, конечно, и обратная сторона медали: отсутствие цели. Если для вас ее наличие принципиально, возможно, Minecraft вам не подойдет. С другой стороны, стремление к конкретной цели важно для меня самого, но я смог отбросить мысли о ее нехватке по простой причине: мультиплеер. Ведь вдвоем копаться в песочнице всяко веселее – можно и делиться находками, и помогать друг другу выжить в нелегких условиях (как вариант – собрать с трупа товарища его предметы, чтобы не пропали), и бахвалиться результатами своего терраформинга. Ведь когда моя подземная империя простирается на несколько километров в длину – это повод похвастаться!

Обзор Minecraft | процедурный выживач

Если вы вдруг уже заспойлили себе оценку, которой завершается этот обзор, но наверняка задались вопросом – почему же так мало? За ответом стоит вернуться к Нотчу и истории создания Minecraft.

Поначалу Нотч корпел над своим детищем с особым старанием: «старички», заставшие совсем сырые версии Minecraft, до сих пор ностальгируют по временам, когда еженедельные апдейты едва ли не удваивали количество контента в игре. Благодарные игроки разносили весть о «Майнкрафте» по форумам, блогам и имиджбордам, завлекая все новых и новых пользователей, которые, в свою очередь, приносили господину Персону все больше и больше денег. Нотч стал миллионером, когда разработка игры находилась только в альфа-стадии – и это сыграло роковую роль в истории Minecraft. За полтора года работы над проектом Нотч подустал, а деньги, все плывущие в карман, позволили ему нанять помощников… и уехать в отпуск. И еще в один. И еще. В конце 2010-го статус разработки сменился на «бету» (подняв цену в полтора раза), однако ни о какой финализации игровой механики не шло и речи: каждое обновление (коих стало заметно меньше) привносило в игру новые предметы, новые элементы. Это продолжилось до самого релиза: разработчики пихали в Minecraft все больше и больше контента, не заботясь о его уместности, и вместе с тем забывая о багах, коими игра, естественно, изобиловала. В итоге перечисление багов релизной версии занимает пару десятков страниц!

Обзор Minecraft | процедурный выживач

Что же добавляли в игру разработчики в последний момент? Деревни с NPC, которые не делают вообще ничего. Снадобья. Рандомные критические удары. Опыт, тратящийся на рандомное же зачаровывание предметов. То есть можно потратить полсотни уровней (а это очень, очень много) на применение заклинания 50 же уровня к нужному предмету – но при этом тип накладываемых чар определяется без участия игрока. Не повезло? Придется качаться заново! Странно, что разработчики не понимают, насколько это идет наперекор «честности» игры, в которой создание предметов по тем или иным рецептам всегда дает гарантированно одинаковый результат.

Была добавлена в Minecraft и конечная цель, по достижении которой можно увидеть концовку с титрами, – убийство дракона. Добраться до него, правда, не легче, чем найти иголку в яйце Кощея: нужно выбить из редких врагов жемчуг, через портал попасть в нижний мир, найти там крепость с ифритами, выбить из ифритов жезлы, перемолоть жезлы в порошок, скомбинировать порошок с жемчугом, получить глаз, который, будучи выпущен на свободу, летит в сторону тайных подземных руин, в которых есть врата к дракону, которые нужно активировать при помощи еще десятка таких глаз. В общем, для прохождения Minecraft надо долго и нудно фармить врагов, а потом не менее долго и нудно расстреливать чрезмерно живучего дракона из лука. Удовольствия от этого, само собой, мало.

Обзор Minecraft | процедурный выживач

Вот и получается, что Minecraft 1.0 (стоящий 20 евро – а это дороже, чем почти любая игра в российском «Стиме») даже хуже, чем предварявшая его бета-версия. Вся эта помпа с релизом игры, по-хорошему, – лишь повод для Нотча бросить давно надоевшее ему занятие, передав его в руки нанятых разработчиков, и уйти делать Scrolls, непонятно кому нужный гибрид настолки и коллекционной карточной игры. Minecraft, конечно, продолжит обновляться и дальше, но уже тот факт, что выпущенную в ноябре версию (лишенную даже поддержки кириллицы!) разработчики считают достойной, не может не удручать. Потенциал у Minecraft был гораздо больше. Частично его реализуют многочисленные подражатели, в последнее время растущие как грибы после дождя, частично – модификации для самого «Майнкрафта». Да вот только это уже не заслуга Нотча.

Написано 2 декабря 2011 года для журнала

Обзор Minecraft | процедурный выживач

__________________________________________________

Через пару лет «это как Dark Souls» станет мемом, и я рад внести в него свою лепту. Для меня в «душах» всегда были интересны не зубодробительные боссы, а исследование мира — и оно в Minecraft доставило мне даже больше удовольствия. Жаль, между версиями сейвы как-то похерились, и к своей подземной империи я больше не вернусь.

8.0