🌍 3 апреля 2014 года
Всё тлен. Возможно, именно так описал бы свое мировоззрение Эван Уинтерс, если бы он жил не в Канаде, а в другой большой северной стране. В жизни Эвана нет ни единого светлого пятна: ему под 30, все надежды и перспективы остались далеко позади; у него нет друзей, его попытки наладить с кем-то общение, как правило, заставляют его чувствовать себя еще более жалким; он хочет изменить себя, но не может; ему ни на что не хватает мотивации; на его пустую и бессмысленную работу он едет по два часа в одну сторону каждый день; окружающему миру нет до него никакого дела, и даже видеоигры перестали быть хоть какой-то отдушиной. Эван – человек глубоко несчастный и, что еще хуже, человек думающий. И Actual Sunlight – это антология его размышлений.
А еще Actual Sunlight – это автопортрет. Эван Уинтерс – это во многом автор игры Уилл О’Нилл, выражающий при помощи ее свою жизнь, свои эмоции, свои переживания. Actual Sunlight, по сути, – короткий автобиографический рассказ, который не только написан очень хорошо, но и умело поднимает такие вопросы, на которые доброхотам вряд ли будет что ответить. В затрагивающем ту же тему Depression Quest игрок может выбирать, как поступать, и прийти в итоге к условно хорошей концовке, справиться со своей депрессией. Actual Sunlight же более личная, более искренняя, и поэтому концовка в ней одна – нетрудно догадаться, какая.
Начало статьи несколько утопично: действительно, в стране победившего Роскомнадзора Actual Sunlight появиться не могла. Она не из тех игр, что помогают забыться в сладком эскапизме, и не из тех, которые, как Depression Quest, помогают наставить заблудших людей на путь истинный. Она – исповедь человека, который путем долгих и мучительных размышлений приходит к выводу о том, что у него есть лишь один выход – с крыши собственного дома. И при этом с его рассуждениями сложно не согласиться.
О’Нилл выбрал в качестве средства для выражения своих мыслей игру по простой причине: игра гораздо больше склоняет к эмпатии к герою. Литературное произведение предназначено для прочтения от начала до конца; в Actual Sunlight же игрок определяет, о чем он будет читать дальше, выбирает направление, в котором пойдут мысли Эвана. Впрочем, чем дальше, тем меньше из чего ему будет выбирать. Actual Sunlight можно упрекнуть в том, что она практически не использует потенциал видеоигр, что тут мало интерактивности, но в этом плане она полностью соответствует жизни Эвана – пустой, ограниченной, скованной депрессией.
Actual Sunlight – без сомнения, одна из тех игр, от которых будут плеваться любители игр как развлечения. Зато с точки зрения искусства она подает играм очень хороший пример: это сделанная одним человеком в RPG Maker автобиографическая зарисовка, которую он благодаря успешной краудфандинг-кампании на смешные $2000 довел до ума и выпустил как самостоятельную игру – сперва бесплатно, а теперь – и в Steam за сто рублей с мелочью. Она подчеркивает, что видеоигры могут – и уже являются – отличным средством для авторского самовыражения. А геймплей тут и не нужен.
Написано 11 апреля 2014 года для IGN Russia