Обзор Valkyrie Profile: Covenant of the Plume | аллея антигероев

🗾 01.11.2008 | 🗽 17.03.2009 | 🏰 03.04.2009 Сериал Valkyrie Profile всегда был новаторским – и Covenant of the Plume не стала исключением.

🗾 01.11.2008 | 🗽 17.03.2009 | 🏰 03.04.2009

Сериал Valkyrie Profile всегда был новаторским – и Covenant of the Plume не стала исключением. Превратившись в TRPG, она сохранила знакомую боевую систему и даже привнесла в сценарий нелинейность – но, увы, стать столь же выдающейся тактикой, сколь первые две части были шедевральными RPG, ей не удалось.

🗾 01.11.2008 | 🗽 17.03.2009 | 🏰 03.04.2009 Сериал Valkyrie Profile всегда был новаторским – и Covenant of the Plume не стала исключением.-2

Сюжет Covenant of the Plume вызывает недоумение. Повествование ведется вовсе не о грациозной валькирии, а о простом деревенском пареньке Вилфреде, чей отец пал в бою и был призван в ряды эйнхериев. Иные посчитали бы это великой честью, но не Вил. Лишившись главы, семья нашего героя потихоньку развалилась: младшая сестра умерла от голода, а мать, не выдержав потерь, сошла с ума. Во всех своих потерях Вилфред обвинил валькирию – мол, это она, богиня смерти, украла у него отца и разрушила семью. И решил он валькирии отомстить. Вот же дурак, а?

Дуракам, впрочем, везет – нелепо погибнув от лап монстра, Вил попадает в мир мертвых к Хель, и она, обрадовавшись его решительности, дает ему второй шанс. Вилфред заключает с Хель договор, и та превращает перо валькирии, доставшееся герою в память о погибшем отце, в чудодейственное Перо судьбы. Используя обретенный артефакт, Вил дарит своему другу нечеловеческую силу и победу в нелегком бою, но с завершением битвы кончается и жизнь товарища. Питая Перо кровопролитием, Вил копит темную силу для решающей битвы с валькирией.

🗾 01.11.2008 | 🗽 17.03.2009 | 🏰 03.04.2009 Сериал Valkyrie Profile всегда был новаторским – и Covenant of the Plume не стала исключением.-3

Вилу сложно сопереживать. Его трагедия понятна, но сделанные из нее выводы – нет. На протяжении всей игры все, что движет юношей, – банальная месть, причем обращенная совершенно не по адресу. Проблемы с мотивацией наблюдаются и у большинства персонажей, к Вилфреду присоединяющихся. И все они – все без исключения – столь же низки, пусты и омерзительны, как главный герой. Предатели, лгуны, убийцы, движимые местью и безумцы – один другого краше. Сценарист Covenant of the Plume позаботился о том, чтобы в ней не осталось ни одного однозначно положительного персонажа.

Возможно, это немного облегчит совесть тех, кто соберется-таки применять в боях Перо – то есть жертвовать жизнями братьев по оружию ради легкой победы. В отличие от подавляющего большинства JRPG, Covenant of the Plume дает игрокам право выбора. И выбор этот сюжетно важен. Всего в игре пять глав, и, начиная со второй, в любом бою мы вольны скормить кровожадному подарку владычицы преисподней душу одного из наших подопечных. Наше решение – решение Вилфреда – влияет не только на развязку, но и кардинально меняет его судьбу на протяжении оставшихся глав. Так, отрекшись от использования Пера, Вил откажется и от своей мести к валькирии, и будет стараться предотвратить грядущую гражданскую войну. Но если мы выберем многочисленные хладнокровные убийства друзей во имя вендетты, то Вил, напротив, примкнет к жаждущему кровопролития принцу. Всего в игре три пути, и, однажды свернув с «доброго», можно забыть про него навсегда – ведь мертвых не вернуть. По иронии, именно в конце «доброго» нас ждет титанической сложности босс, ни в какое сравнение не идущий с простотой битв до него.

🗾 01.11.2008 | 🗽 17.03.2009 | 🏰 03.04.2009 Сериал Valkyrie Profile всегда был новаторским – и Covenant of the Plume не стала исключением.-4

Сериал Valkyrie Profile до сих пор состоял всего их двух игр, но их сюжеты настолько переплетены, а развязка настолько ультимативна, что придумывать продолжения к истории, завершенной в «Сильмерии», просто невозможно. Поэтому Covenant of the Plume – приквел первой части, повествующий о тех временах, когда Леннет верой и правдой служила лорду Одину, а Рагнарёк еще не маячил на горизонте. События двух игр разделяет несколько десятков лет – определить это можно по возрасту Гандара, виллнорского волшебника, бывшего в Lenneth глубоким стариком, а в Covenant of the Plume появляющегося в самом расцвете сил. Больше знакомых персонажей (не считая мимолетных появлений некоторых богов), увы, в «Пере» не наблюдается. Из трех вариантов окончания игры, к слову, каноничной стоит считать концовку «В», для получения которой за всю игру нужно применить Перо лишь на одного соратника (друг Вила, непременно гибнущий в завязке, не в счет). Именно эта концовка объясняет то, почему в начале первой части Леннет была лишена воспоминаний о ее мирской жизни – а что из этого в итоге вышло, мы прекрасно знаем.

🗾 01.11.2008 | 🗽 17.03.2009 | 🏰 03.04.2009 Сериал Valkyrie Profile всегда был новаторским – и Covenant of the Plume не стала исключением.-5

Одно прохождение Covenant of the Plume займет совсем немного, часов 10-12. Но в том-то и дело, что, не пройдя все три сценария, не поймешь, кто стоит за теми или иными событиями, не разберешься в мотивации многих героев, не увидишь иронии во многих сюжетных поворотах. А ведь используя Перо, Вил меняет не только свою судьбу! Возвращаться к Covenant of the Plume – все равно что смотреть «Эффект бабочки»: вроде бы и персонажи все те же, а события с ними происходят совершенно иные. Лишь пройдя по всем трем путям истории и собрав ее воедино, можно отметить ее хорошие стороны – но при всем этом каждое отдельное прохождение будет коротким и не столь насыщенным, как хотелось бы. По сравнению с лучшими JRPG, где сюжет укладывается в единую линию, любой из сценариев Covenant of the Plume выглядит бедно.

🗾 01.11.2008 | 🗽 17.03.2009 | 🏰 03.04.2009 Сериал Valkyrie Profile всегда был новаторским – и Covenant of the Plume не стала исключением.-6

Не ахти вышли и бои: для TRPG в Covenant of the Plume слишком мало глубины. Взять хотя бы мизерное до неприличия число управляемых персонажей в бою – четыре. Впрочем, хитрые тактические маневры тут и не нужны: все бои проходят примерно по одной схеме. Наша цель – добиться, чтобы враг находился в радиусе действия атак всех персонажей (то есть подвести мечников поближе, а лучников – подальше), после чего напасть хотя бы одним из них – все остальные подключатся автоматически, и начнется типичное для Valkyrie Profile сражение на отдельном экране. Каждая из четырех основных кнопок DS отвечает за атаку конкретного бойца, причем стоит помнить, какие из них подбрасывают врага вверх, а какие отталкивают прочь, чтобы ни один удар не прошел мимо цели. Ежели удалось набрать линейку Soul Crush, те герои, чье оружие им это позволяет, применят по суператаке – и этого обычно бывает достаточно, чтобы убить практически любого врага дважды.

Зачем дважды? Всему виной договор с Хель, обязывающий Вила питать Перо если не душами товарищей, то хотя бы безмерной жестокостью в бою. Перед каждой сюжетной стычкой Вил получает запрос на определенное число «греха», которое нужно получить, избивая врагов после того, как их НР достигнут нуля. Если не выполнять ее условий, Хель натравит на Вилфреда противников куда более сильных, чем ранее. Если же подыгрывать владычице Нифльхейма, то она вознаградит дарами, а перевыполнив квоту, мы получим еще более замечательные призы.

🗾 01.11.2008 | 🗽 17.03.2009 | 🏰 03.04.2009 Сериал Valkyrie Profile всегда был новаторским – и Covenant of the Plume не стала исключением.-7

Необходимость заполнять линейку «греха» довлеет над всеми битвами и обязывает использовать вышеописанную тактику с одновременной атакой всеми персонажами – без этого попросту не накопить шкалу. Да и неполная команда, скорее всего, не наберет на Soul Crush, а без него одолевать супостата придется в несколько заходов, получая после каждой попытки ответные тумаки. К слову, противники также имеют привычку наваливаться всем скопом, если есть такая возможность – поэтому всегда важно держать в уме вражеское местоположение и радиус действия оружия.

Очень многие битвы притянуты за уши, не подкреплены ничем, кроме необходимости продлить безмерно короткую игру. А еще зачастую приходится проходить по два-три уровня без возможности сохраниться, что, право слово, непостижимо. Да, в игре есть функция Quicksave, но временное сохранение стирается при первой же его загрузке, и это значит, что оплошав в конце длиной цепочки боев, придется начинать все заново. Да и вынужденность постоянно пинать трупы врагов делает сражения куда более однообразными и скучными.

🗾 01.11.2008 | 🗽 17.03.2009 | 🏰 03.04.2009 Сериал Valkyrie Profile всегда был новаторским – и Covenant of the Plume не стала исключением.-8

Что касается графического оформления игры, то с одной стороны, от DS многого и не стоило ждать, а с другой, Valkyrie Profile всегда нас удивляла. И на PS one, и на PS2 представительниц сериала можно было без зазрения совести назвать самыми красивыми играми из всех; в случае с DS этот эпитет скорее отойдет новаторской The World Ends with You или технологичной Metroid Prime Hunters. А Covenant of the Plume – так, ничего особенного. Декорации серы и не запоминаются ровно ничем, спрайты персонажей тоже звезд с неба не хватают. Крутых заставок для Soul Crush-способностей волшебников, как в первой части, нет. Впрочем, оно и понятно – памяти не хватало. Дело в том, что для Covenant of the Plume Square Enix использовала лишь гигабитный картридж – в то время как для Suikoden Tierkreis Konami не пожадничала на двухгигабитный, куда уместила и ролики, и озвучку. А скупая Square Enix взяла да сделала англоязычную версию «Пера» немой. Да, значительная часть диалогов в японском релизе была озвучена, а нам досталась урезанная игра, где все реплики героев ограничены боевыми криками. Довершает картину тот факт, что едва ли не весь саундтрек Covenant of the Plume составляют мелодии из первой части Valkyrie Profile. Эх.

В итоге Covenant of the Plume можно назвать разве что любопытной – но никак не гениальной, в отличие от двух ее предшественниц. Она никоим образом не портит сериал, не нарушает его канонов, как то было с Suikoden Tierkreis, но и практически ничего не добавляет. А для тех, кто фанатом VP не является, она – лишь посредственная TRPG с неординарной историей.

Написано 30 апреля 2009 года для «Страны Игр»

______________________________________________________

С годами я стал ценить Covenant of the Plume всё больше. И за то, что тут все герои — антигерои, и за леденящую мрачность, и за качество сценария в целом, и за повествование с трёх разных точек зрения, как в «Море» или в Suikoden 3. Я перепрошёл её довольно недавно, уже в 20-х, на эмуляторе и, кажется получил даже больше удовольствия, чем в нулевых на DS. Активно её рекомендую всем, напоминая, что Valkyrie Profile — трилогия, и все три части хороши.

7.0