Обзор Fuse | обреченная заранее

🌍 27 мая 2013 года Fuse была обречена еще до выхода: я видел много обсуждений игры в разных интернет-сообществах, и ни один из участников так и не смог толково объяснить, почему эта игра может хоть

🌍 27 мая 2013 года

Fuse была обречена еще до выхода: я видел много обсуждений игры в разных интернет-сообществах, и ни один из участников так и не смог толково объяснить, почему эта игра может хоть кого-то заинтересовать: по мнению общественности, Fuse – обыкновенный безликий шутер, коими рынок сейчас пресыщен. И в том, что такое мнение сложилось, винить стоит не столько маркетинговый отдел ЕА, сколько самих разработчиков из Insomniac.

Изначально Fuse представили публике на Е3 2011 как Overstrike, стелс-экшн в мультяшной стилистике, напоминавшей No One Lives Forever. О геймплее тогда еще мало что было понятно, но, по крайней мере, игра была узнаваема и выделялась на фоне серьезных серых шутеров.

🌍 27 мая 2013 года Fuse была обречена еще до выхода: я видел много обсуждений игры в разных интернет-сообществах, и ни один из участников так и не смог толково объяснить, почему эта игра может хоть-2

А потом разработчики, недовольные получающимся стелсом («Всегда будет Лирой Дженкинс, который побежит вперед и все испортит», – говорил креативный директор Брайан Олгейер), призадумались, решили добавить больше экшна, переосмыслили вооружение героев и поняли, что игре не хватает остроты. Новые пушки плавили врагов, пригвождали к стенам, засасывали в черные дыры – и Insomniac, отбросив все мысли о рейтинге «Т», решила, что вся игра должна соответствовать вооружению героев, что мультяшный стиль лишь сковывает фантазию. Так Overstrike потеряла свое лицо (что как нельзя лучше символизирует обложка игры), превратившись в Fuse.

Странно вот только: если присмотреться к дебютному трейлеру Overstrike, то в нем можно увидеть и уровень из финальной версии Fuse, и героев, применяющих практически то же самое оружие и способности. Далтон, глава четверки наемников, по-прежнему вооружен пушкой, способной создавать и удерживать широкий полупрозрачный щит, пропускающий выстрелы стоящих сзади напарников и одновременно защищающий их от огня врагов. Чернокожий Джейкоб выполняет роль снайпера, стреляя из арбалета способными детонировать болтами. Рыжая Иззи нашпиговывает противников странным веществом, заставляющим их ненадолго окаменеть, и раскидывает лечащие партнеров маячки. Наконец, брюнетка Найя стреляет из чудо-винтовки, выстрелы которой создают маленькие черные дыры, и, что куда важнее, умеет становиться невидимой. Почти все вышеперечисленное можно было видеть еще на анонсе в 2011 году, и из-за этого складывается впечатление, что при переходе от Overstrike к Fuse игра ничего не приобрела – только потеряла.

🌍 27 мая 2013 года Fuse была обречена еще до выхода: я видел много обсуждений игры в разных интернет-сообществах, и ни один из участников так и не смог толково объяснить, почему эта игра может хоть-3

Insomniac славится изобретательностью в вопросах вооружения: что в Ratchet & Clank, что в Resistance арсенал был нетривиальным и любопытным. В случае с Fuse оружие героев и вовсе рекламировались как одно из главных достоинств игры. Нельзя сказать, что незаслуженно – как можно видеть из описания выше, оно действительно нетривиально – просто таких пушек всего четыре штуки. По одной на персонажа. И они никак не меняются, не апгрейдятся. Иными словами, при нормальном прохождении, когда каждый игрок берет под свою опеку по одному герою, на протяжении всей игры приходится использовать одно и то же оружие.

Fuse делится на шесть больших этапов, декорации которых разительно друг от друга различаются, но при этом все равно остаются крайне предсказуемыми: как подмечают любители Ratchet & Clank, для полного комплекта Fuse не хватает разве что уровня с лавой. Практически каждое столкновение с противниками начинается со стелса: какое-то количество врагов можно обезвредить до того, как они поднимут тревогу, и это хоть как-то разбавляет стандартную стрельбу с укрытиями. Противники не страдают от чрезмерного однообразия (как, например, в Resident Evil: Revelations), но ничем толком не удивляют и умом похвастаться не могут. Иными словами, они – не более чем пушечное мясо. А помимо встреч с врагами в Fuse почти ничего и нет – кроме, разве что, не пойми зачем приплетенных сегментов с лазаньем по стенам а-ля Uncharted.

🌍 27 мая 2013 года Fuse была обречена еще до выхода: я видел много обсуждений игры в разных интернет-сообществах, и ни один из участников так и не смог толково объяснить, почему эта игра может хоть-4

Лучший пример нераскрытого потенциала игры можно найти уже на втором этапе. Злобный бородач по имени Иван Совленко обкалывается инопланетной субстанцией, давшей имя игре и лежащей в основе здешнего сюжета, и начинает терроризировать героев: он телепатически залезает к ним в голову, вызывая у них галлюцинации о худших моментах из их биографий. Во время же боя с ним Совленко превращается в титана, поливающего поле боя чуть ли не магическими АоЕ-атаками, словно босс из какой-нибудь игры 90-х. Если бы вся игра была такой – с умеющими удивить противниками и ситуациями, с упором на характеры героев, с динамикой, отличной от стандартного прижимания к укрытиям в ожидании регенерации! Но нет, Совленко такой один. Легко представить, что разработчики имели кучу отличных идей, от которых постепенно отказывались из-за фокус-тектов или по каким-то еще причинам. И получившаяся игра словно не понимает, чем хочет быть, и у нее из-за этого ничего толком не выходит. Тут можно найти парочку забавных шуток, но парочкой все и ограничивается. Тут можно найти какие-то начинания серьезной драматичной истории, но, помимо единократной галлюцинации, вызванной злодеем Совленко, практически никто из героев не вспоминает свое прошлое и не пытается себя толком проявить в настоящем. Миссии сводятся к «он плохой, убей его», а сюжет настолько избит и банален, что преподнесение его с серьезной миной можно воспринимать как оскорбление. Fuse даже не пытается сделать хотя бы шаг-другой в сторону от давно уже всем осточертевших клише экшн-фильмов и игр. Неудивительно, что люди не понимают, чем она им может быть интересна.

А она может. Главное условие здесь – играть полной командой, вчетвером. И желательно в режим Echelon, в котором нет идиотского сюжета, назойливых скриптов и необходимости куда-то лезть за новой пачкой врагов – лишь арена с несколькими ключевыми точками, на которых произвольным образом появляются те или иные задания – от защиты хрупкого генератора или переноса его в другое место до боев с местными мини-боссами, гигантскими роботами. Когда Fuse редуцируется до чистого командного геймплея, она оказывается весьма неплохой – да только вот шесть карт «Эшелона» проходятся очень уж быстро, несмотря на солидную сложность.

🌍 27 мая 2013 года Fuse была обречена еще до выхода: я видел много обсуждений игры в разных интернет-сообществах, и ни один из участников так и не смог толково объяснить, почему эта игра может хоть-5

Из менее очевидных недостатков: Fuse крайне забагована. Практически в самом начале игры мою героиню кто-то опрокинул на пол, когда все враги были уже мертвы и начался сюжетный диалог – и она так и истекла кровью, пока остальные персонажи, увлеченные своей беседой, не имели возможности протянуть ей руку помощи. Во второй половине игры один из врагов почему-то не появился – и, когда мы попытались пройти дальше, выяснилось, что все герои на одной и той же ступеньке лестницы, которую надо было преодолеть, беспомощно падали в предсмертной анимации. Надо полагать, игра таким образом пыталась искусственно ограничить наше продвижение по этапу, но при этом скрипт, разрешающий нам продолжить, не сработал из-за заглючившего врага. Подобных примеров только за одно прохождение набралась масса.

Впрочем, я все равно прошел Fuse c удовольствием. Более того, я планирую к ней как-нибудь вернуться и одолеть открывшийся максимальный уровень сложности. Но при этом, как бы мне этого ни хотелось, я не могу назвать ее хорошей игрой. Достойных внимания кооперативных шутеров, правда, не так уж и много, а в последнее время – тем более (про Army of Two: The Devil’s Cartel лучше не вспоминать), и, если у вас есть трое соскучившихся по веселым совместным прохождениям друзей, то на Fuse внимание обратить все же стоит. В ней есть потенциал, раскрытие которого хотелось бы увидеть в сиквеле (а о том, что он планируется, недвусмысленно заявляет не только концовка, но и сам глава Insomniac Тед Прайс). Вот ведь только незадача: Fuse, очевидно, не окупилась в продажах, да и ходят слухи, что ЕА собирается закрыть свой лейбл EA Partners, благодаря которому Fuse и увидела свет. Кто же тогда даст Insomniac денег на сиквел?

Написано 23 июля 2013 года для «Страны Игр»

_____________________________________________________

Хотел я в неё вернуться, но всё тянул, а потом ЕА без предупреждения убила сервера. И сказала, что это Инсомниак. А Инсомниак сказала, что это ЕА. В общем, не тяните с возвращением к старым и не слишком успешным играм.

6.0