Обзор Final Fantasy Fables: Chocobo’s Dungeon | худшая из финалок

🗾 13.12.2007 | 🗽 08.07.2008 | 🏰 07.11.2008

Square Enix все неймется: мало того, что бренд Final Fantasy разрастается сам по себе, так в него еще и включают теперь сериалы, ранее стоявшие особняком. Хороший пример этому – линейка игр про чокобо, пернатых созданий из именитого RPG-сериала.

Дилогия Chocobo’s Mysterious Dungeon (и Chocobo Racing в придачу) появилась на PS one в конце 90-х, на пике популярности Square Enix и ее игр. Первая часть не вышла за пределами Японии, но продалась тиражом более миллиона копий. Вторую, куда менее популярную, издали и в США. А спустя почти десять лет Square Enix выпускает новую часть сериала на Wii, прилепив на нее бирку «Final Fantasy».

-2

Что же это за «таинственное подземелье»? Да обычный пошаговый dungeon-crawler. Чокобо попадает в произвольным образом созданный (из определенного числа заготовок, конечно же) лабиринт, где встречает врагов, находит разные предметы и попадает в ловушки. Каждый шаг нашего пернатого героя – это ход, который одновременно с ним делают и все монстры на этаже. Соответственно, если встретиться с врагом в коридоре, типичный бой будет выглядеть как поочередный размен ударами (на редкость унылое зрелище, надо сказать). Если же натолкнуться на чуть более открытом пространстве на группу противников, чокобо будет нещадно бит каждым из них.

Чокобо может освоить ряд типичных для FF классов, получая новые умения с каждым уровнем прокачки профессии. Шкала SP, за которую используются способности, потихоньку заполняется каждый ход. Поэтому наш герой знает классный трюк – топтаться на месте, тем самым пропуская ходы и накапливая драгоценные SP. А заниматься этим придется очень уж часто.

-3

Что приводит нас к одному из самых заметных недостатков Chocobo’s Dungeon – заунывному однообразию. Да, география лабиринтов каждый раз меняется, но это не делает погоды. Раз за разом мы ищем спуск на следующий этаж, качаемся, участвуя в одинаковых боях, подолгу копим на месте SP, попадаем в невидимые ловушки и опять топчемся на месте, ожидая, пока действие проклятия прекратится… Звучит уныло, не правда ли? Таков лик типичной игры из линейки Mystery Dungeon. Японским Rogueike-играм давно пора эволюционировать, как это сделала, например, Diablo – потому что в наше время терпеть такой геймплей просто невозможно.

А ведь Chocobo’s Dungeon не пробежишь насквозь по-быстренькому. Рэндомность подземелий означает, что можно оказаться в окружении сильных врагов когда угодно – достаточно наступить на клетку с ловушкой или зайти в комнатку, до отказа нашпигованную монстрами. Хорошо еще, если под рукой есть спасительный предмет – телепортировавшись из данжена, нам придется лишь перепроходить его снова. А если чокобо погибнет, то прощай весь инвентарь. К счастью, каждые десять этажей (обычно после босса) в подземельях случается чекпойнт, к которому потом можно вернуться. Иначе лабиринты на полсотни этажей были бы просто непроходимы.

-4

Что рождает главный вопрос к создателям Chocobo’s Dungeon – для кого они делали игру? До безумия хардкорный «рогалик» окажется не по зубам детишкам, а взрослые матерые геймеры, наделенные хотя бы толикой хорошего вкуса, будут плеваться от сопливых баек про потерянную память, из которых соткан сюжет игры. Дизайн персонажей, их реплики, их проблемы, устройство мира – все здесь словно создано для любителей диснеевского «Винни-Пуха». Попав в волшебный город, жители которого забыли все, что только можно забыть, чокобо путешествует по подземельям воспоминаний горожан, возвращая им память. Парад безвкусных сюжетных клише обрамляют сценки, сделанные ужасающе халтурно (правда, Square Enix уже переплюнула саму себя, сделав ролики Final Fantasy Crystal Chronicles: Echoes of Time еще дурнее). Вообще, удивительно, что разработчики не пожалели денег на длинный вступительный CG-ролик да на озвучку всех персонажей (пусть убогую, но все же), но при этом не озаботились ни соответствием реплик мимике героев (иногда их рты промахиваются мимо речи аж на пару секунд), ни подобающей анимацией персонажей. Складывается ощущение, что создатели игры застряли в эпоху PS one, когда такое еще было простительно.

И завершающая пара штрихов к портрету Chocobo’s Dungeon. Несмотря на то, что никакие функции пульта не используются (кроме встряхивания его для сортировки инвентаря), играть при помощи более удобного GC-контроллера нельзя. Вместо этого CD предложит нам держать пульт горизонтально или вертикально (сложно представить, кем нужно быть, чтобы выбрать последний вариант) – или же использовать Classic Controller. Наконец, Chocobo’s Dungeon – кажется, единственная игра, которая после финальных титров не покажет главное меню, а попросит нажать на кнопку Reset. Задержитесь, пожалуйста, на пару секунд на этом факте и осознайте поистине неизмеримую глубину лени разработчиков. Дорогая Square Enix, если вы уж лепите бирку Final Fantasy на новые проекты, будьте добры, заставляйте их соответствовать ожидаемой от сериала планке качества.

-5

Линейке Mystery Dungeon, к которой относится игра, давно пора развиваться, да она все не торопится. В итоге выходит посмешище, ходячий архаизм, который смотрелся бы пристойно разве что лет десять назад – но даже тогда не игрался бы с удовольствием. Chocobo’s Dungeon плох практически во всем Главный вопрос, который ставится во время игры – хватит ли терпения на все эти сотни лабиринтов или нет. При том, что сложность диктуется не столько решениями игрока, сколько волей случая.

В Японии уже вышла дополненная версия Chocobo’s Dungeon для DS – но о ее переводе Square Enix почему-то даже не заикается. Хотя и заунывные однообразные подземелья, и устаревшее лет на десять оформление игры было бы куда уместнее в портативном формате. По крайней мере, терпеть это все было бы проще.

Написано 9 апреля 2009 года для «Страны Игр»

_____________________________________________________

Есть много претендентов на звание худшей FF, но из вышедших недавно, в эпоху, когда уже было принято включать голову при создании геймдизайна и сценария, у Chocobo’s Dungeon мало конкуренции. И при этом она недавно получила полноценный ремейк на Switch! В то время, как хиты вроде Final Fantasy Tactics не удостоились даже простого переиздания на современные платформы!

1.0