🗾 12.11.2009 | 🗽 26.12.2009 | 🏰 05.02.2010
Есть люди, для которых имя любимого сериала прочно ассоциируется с набором характеристик, которыми обязательно должен обладать каждый его выпуск. Если вы из тех, кто предпочитает четкое следование канонам, спокойно проходите мимо Crystal Bearers – это не та «финалка», которую вы хотите видеть.
Если же вы подобных предрассудков лишены и при этом хорошо знакомы как с основной линейкой Final Fantasy, так и с ее ответвлением Crystal Chronicles, то в Crystal Bearers вы найдете много интересного и занимательного. Ведь она, как и «Диссидия», – игра нетривиальная и на обычные «финалки» совсем не похожая.
Действие Crystal Bearers происходит в далеком будущем мира Crystal Chronicles. Со времен караванов и миазмы минуло тысячелетие. Лилти, извечные воители, покорили континент: миролюбивые клаваты спокойно приняли новых властителей, хитрые селки добились некоторой автономности, но все равно были вынуждены признать главенство лукоголовых, и лишь юки дали бой и были повержены. Их кристалл был разбит, и с тех пор в этом мире волшебникам-робоцыпам было не место. Лилти использовали осколки кристалла для создания реакторов, давших заметный толчок техническому прогрессу: в Crystal Bearers воздушные корабли – не редкость, а огнестрельное оружие пришло на замену магии. Ее-то, к слову, в мире не осталось вообще – лишь редкие одиночки, рожденные с частичкой кристалла, способны применять сверхсилы. Кристаллоносцев в народе недолюбливают, но зачастую к их услугам прибегать все-таки приходится. Один из наемников – юноша Лэйл, наделенный даром телекинеза.
Лэйл – любопытный протагонист. Молод, но своего возраста не показывает: он нарочито невозмутим, бесстрашен и начисто лишен свойственных подросткам комплексов. Не отягощенный ни семьей, ни какими-то либо моральными обязательствами, зато наделенный немалой силой, Лэйл отлично показывает разницу в настроении между Crystal Bearers и номерными «финалками»: тут нет экзистенциальных страданий, нет обязательств, лишь пьянящая свобода и немного самодурства.
Ведь «свобода» – ключевое слово не только в сценарии, но и в геймплее. Freeplay-игры вроде той же GTA часто называют словом sandbox – «песочница», то есть. Так вот, Crystal Bearers – это самая настоящая «песочница», причем в гораздо большей степени, чем «Великий автоугон». Практически каждый объект, включая людей, Лэйл способен подхватить с помощью телекинеза и швырнуть куда-нибудь. На подобных манипуляциях с объектами строится абсолютно весь игровой процесс: и мини-игры, и битвы, и простое исследование окрестностей. Примитивно? Без сомнения. Но с другой стороны, если подумать, так ли это хуже, чем единственная возможность расстрела всего, что движется?
Главное, что есть в Crystal Bearers – огромный, целостный, живой мир. Его размеры сопоставимы с Ивалисом из FFXII, только поскромнее и без загрузок вообще. Можно пробежать из одного конца карты в другой, ни разу не увидев гнусной надписи «Loading», зато по пути повидав уйму весьма живописных местностей. И в каждой локации найдется, чем себя занять: участвовать в гонках на чокобо, создавать осенний садик, рыбачить, спасать коров от НЛО… За успехи во всевозможных начинаниях игра щедро раздает достижения – их тут несколько сотен!
Занятия, естественно, будут не только мирные – практически в каждой локации можно и подраться. После определенного промежутка времени в небе появится поток миазмы да наплодит монстров – и мирное население сразу как ветром сдует. Таймер актуален и в этом случае – за те же несколько минут нужно перебить всех врагов и закрыть поток. Если не успели – все, ждите следующей попытки. Зачастую в сражениях сложнее уложиться в срок, нежели выжить. Каждая победа прибавляет Лэйлу здоровья, так что в подобной прокачке есть смысл.
Помимо здоровья, у нашего героя есть пять характеристик, которые можно улучшить с помощью трех видов украшений. Для создания аксессуаров нужны ингредиенты, которые Лэйлу предстоит собирать по всему миру (а зачастую – выбивать из монстров). Никакого опыта, никаких уровней – это же не RPG, в конце концов. Тут даже почти ни с кем из NPC говорить нельзя.
Позволим тут себе небольшое отступление. Вспомните Final Fantasy VII; вспомните тамошнюю, с позволения сказать, интерактивность. Для многого из того, что делал Клауд, требовалось непосредственное участие игрока: и на мотоцикле прокатиться, и утопленницу спасти, и на параде маршировать, и согреваться, залезая на заснеженную гору. Все эти действия были выполнены в виде своеобразных мини-игр, которые почему-то не стали типичными для трехмерных JRPG. А жаль! Ведь они запоминаются не хуже сценок и при этом работают на погружение в игру. К счастью, в Crystal Bearers при обилии зрелищных сценок подобных забав уйма, и они здорово прибавляют к общему настроению игры.
Crystal Bearers светла, позитивна, полна подростковой безбашенности и даже выпендрежности, но при этом практически никогда не скатывается в пошлятину, как это случилось с другой «финалкой» подобного рода. Ring of Fates показала, какой могла бы быть девятая часть FF; Crystal Bearers же вполне можно сравнить с FFX-2. Причем не в пользу последней. FFCC: TCB не паразитирует на уже созданном ранее мире, а пишет свою историю – на удивление серьезную. Ее нельзя назвать особо оригинальной, но она держит интригу до самого финала. Больше всего, впрочем, хочется хвалить не многочисленные сюжетные повороты, а проработанность предыстории вселенной игры и всех ее составляющих. В каждой локации на бегущей строке внизу экрана можно прочесть, чем это место знаменито; регулярно выходит газета, сообщающая о последних новостях из всех уголков королевства; да и в главной сюжетной арке отражены принципы устройства вселенной Crystal Chronicles. Crystal Bearers стоит воспринимать как отдых, как каникулы в просторном, разнообразном и очень «финалочном» мире.
В принципе, при желании всю Crystal Bearers можно сократить до чередующихся мини-играми перебежек между сценками да редких битв с боссами и пройти ее за десяток часов. Можно, но зачем? Количество опционального контента в Crystal Bearers рекордно для оффлайновых «финалок»; можно сказать, что игра ради него и делалась. Чтобы добиться значительной части здешних достижений, нужно экспериментировать со всем, что попадется на глаза. Если вы следили за многочисленными трейлерами к FFCC: TCB, для вас это не должно быть новостью: едва ли не главное, что в них демонстрировалось – это возможности взаимодействия игровых объектов друг с другом и с героем. Во многих даже содержатся подсказки, которые помогут вам получить достижения!
При всем этом Crystal Bearers – одна из красивейших игр на Wii. А Куми Таниоке, в одиночку отвечавшей доселе за музыкальное оформление сериала Crystal Chronicles, в работе над саундтреком Crystal Bearers на помощь пришли Хиденори Ивасаки и Рё Ямадзаки, ранее работавшие над Front Mission 4 и Front Mission Online. И новички сходу переплюнули госпожу Таниоку (здешний вклад которой составил лишь пару мелодий), написав отличнейший саундтрек – такой, который вполне можно сравнивать с творчеством Нобуо Уэмацу. Особенно радует разнообразие композиций: тут и волынки, и орган, и электроника, и рок.
Конечно, игра не без недостатков: пульт иногда не понимает, чего от него хотят, камера зачастую ведет себя непристойно, а взаимодействие с окружением проходит по довольно-таки однообразной схеме. Тем не менее, Final Fantasy Crystal Chronicles: The Crystal Bearers – отличная игра, которую многие рецензенты восприняли в штыки, ожидая от нее если не «финалки», то хотя бы «Кристальных хроник». А вместо серьезной JRPG или командной action-RPG получили веселую action-adventure, где нужно не копошиться в меню и не долбить врагов мечами по щам, а всего лишь подбирать объекты да бросать их – неудивительно, что Crystal Bearers оказалась ими не понята. Вместе с тем «финалочности»-то ей не занимать: тут Сид, воздушные корабли, кристаллы, тонберри, чокобо, мальборо и кактуары… И муглы – просто загляденье.
Crystal Bearers не только рассказывает интересную историю, но и приглашает вас пожить в мире Final Fantasy, разведать каждый его уголок и перепробовать все, что в нем можно сделать. Crystal Bearers – это большая «финалочная» песочница, в которой по-настоящему весело играться.
Написано 31 января 2010 года для «Страны Игр»
______________________________________________________
Crystal Bearers забыта всеми. На Wii она прошла незамеченной: поклонники финалок платформу по большей части игнорировали, да и сама Square Enix выпустила игру ровно перед долгожданной Final Fantasy XIII, которой достался весь маркетинговый бюджет. Переиздания у неё так и не было — а жаль! Это одна из лучших частей Final Fantasy.
7.5