🌍 17 ноября 2009 года
Valve известна своими нечастыми, но очень знаковыми релизами. Если не считать проектов, бывших изначально модами, то получится, что корпорация за 13 лет своего существования выпустила лишь дилогию Half-Life (с разницей в шесть лет), Portal да Left 4 Dead. Неудивительно, что выход сиквела L4D через год после оригинала вызвал множество вопросов.
«Новая часть всего лишь через год? Значит, Valve подсунула нам неполноценную игру!» – кричали недовольные геймеры. На Steam собралась группа бойкота L4D2 из сорока тысяч участников. Но стоило Valve пригласить зачинщиков бунта в гости и показать им, насколько сиквел лучше оригинала (а заодно и пообещать дальнейшую поддержку L4D), как бойкот развалился сам собой. И поделом.
Первый Left 4 Dead был одним из лучших кооперативных шутеров с огромной потенциальной продолжительностью – ведь каждое прохождение отличалось от предыдущего. Особенно в Versus-режиме, где четверке героев противостояла четверка управляемых живыми игроками монстров. Все кампании L4D можно было пройти за пяток часов, но переигрывать их можно было десятки и, без шуток, сотни раз. И каждый раз – по-новому. Поэтому говорить что-то о неполноценности первой части Left 4 Dead было бы, право говоря, кощунственно. А вторая взяла да улучшила практически все аспекты оригинала.
Итак, в США случился зомби-апокалипсис. Начался он в Пенсильвании (где, собственно, и приходили события Left 4 Dead), а затем зараза, превращающая людей в кровожадных монстров, быстро распространилась по всему восточному побережью. Добралась она и до городка Саванна, что в штате Джорджия. Там-то и начинается действие Left 4 Dead 2.
Виновный во всех бедах вирус на всех действует по-разному. Герои (см. врезку) устойчивы к его эффектам, но большинство зараженных превращаютя в зомби. Некоторым «везет» больше – их мы знаем как особых зараженных, или зомби-боссов. Многие из них настолько сильны, что своей успешной атакой способны обездвижить человека – и вскорости убить, ежели друзья не придут на выручку. К их числу относятся уже знакомые Охотник (Hunter), прыгающий на большие расстояния и своим весом прибивающий жертву к земле, и Курильщик (Smoker), использующий свой длиннющий язык, чтобы подтянуть цель к себе. Есть и новички с похожими способностями: Громила (Charger) очень живуч и силен, он способен с разбега прорваться через ряды выживших, раскидав их в стороны, схватить одного из них своей огромной рукой и разбить об землю. В контраст ему слабенький Жокей (Jockey) почти незаметен, наносит мизерный урон, но зато подлость команде может учинить немалую: он садится верхом на свою жертву и тянет туда, куда ему угодно.
Не все противники предпочитают прямой контакт с выжившими. Блевотина Толстяка (Boomer) мало того, что ослепляет, так еще и привлекает всю окрестную нечисть – а он и сам тошнится часто, и при гибели взрывается, покрывая окружающих содержимым желудка. В первой части выжившие от набежавшей толпы зомби отбивались просто – сидели бок о бок в углу и стреляли по сторонам. Теперь такие тесные кучки станут лакомой целью для Плевальщицы (Spitter) – ее едкая слюна покрывает значительный кусок земли и наносит постоянно растущий урон.
Особняком стоит Танк (Tank) – сверхмощный и сверхживучий монстр, настоящий босс игры. Он появляется очень редко, но требует внимания всей команды. Наконец, Ведьма (Witch) – единственная из особых зараженных, за кого нельзя играть. Она обычно сидит на месте, плача; и если ее потревожить, с одного удара валит на землю. В Left 4 Dead 2 же Ведьмы научились ходить туда-сюда, заставляя выживших еще более тщательно выбирать маршрут.
В отличие от идущих вразнобой кампаний первой части в Left 4 Dead 2 все уровни четко связаны между собой и складываются в единую сюжетную линию. Четверка героев в поисках спасения уезжает из заполоненного зомби города Саванна, посещает парк развлечений, пробирается через болота и затопленную деревню и, наконец, прибывает в Новый Орлеан в надежде, что там-то их наконец выручат. По пути они могут передохнуть лишь в хорошо забаррикадированных безопасных комнатах, знаменующих конец каждого уровня. А в последней главе каждой кампании обычно нужно продержаться некоторое время против множества врагов в ожидании подмоги. Неудивительно, что больше всего запоминаются именно финалы – и в Left 4 Dead 2 разработчики дали фантазии волю. Вместо ожидания в первой же кампании героям нужно собирать канистры с бензином и заправлять их содержимым автомобиль, на котором им и предстоит удрать. А в последнем уровне всей игры – бежать напролом сквозь бесконечную орду.
Было бы жалко вносить разнообразие только лишь в финалы, не так ли? И умельцы из Valve не поленились развить идею. Сбор канистр был вынесен в отдельный режим (см. врезку), а прорываться насквозь полчища зомби придется не раз и во время игры. В первой части, когда громкие действия героев привлекали внимание многочисленных зараженных, выжившие могли просто отсидеться и переждать опасность. В L4D2 есть моменты и с конечным числом врагов (ставшие куда сложнее из-за Громил и Плевальщиц), и с бесконечным, когда нужно добежать до определенной точки и выключить привлекающую нечисть сигнализацию.
На помощь приходит еще одно нововведение – оружие ближнего боя, от сковородки и бейсбольной биты до монтировки и катаны. Одного удара достаточно, чтобы убить едва ли не любого противника. Одно «но» – чтобы подобрать дубинку, придется отказаться от пистолетов с бесконечными патронами. Так же дела обстоят и с другими новыми предметами. Вместо аптечки можно взять дефибриллятор, позволяющий оживлять погибших товарищей, или ящик с особыми патронами (разрывными или зажигательным), которые впоследствии можно раздать товарищам. Появилась альтернатива и таблеткам – шприц с адреналином, восстанавливающий меньше здоровья, но заметно ускоряющий действия персонажа. Да и разновидностей стволов стало заметно больше.
За уникальность каждого прохождения отвечает особый AI, именуемый Режиссером. Он раскладывает патроны, оружие и аптечки так, как ему заблагорассудится, а заодно определяет, где и когда появятся враги. Во второй части Режиссер на некоторых картах умеет еще и изменять маршрут для выживших и регулировать погодные условия – вызывать шторм, если точнее. Вообще, кампании стали гораздо разнообразнее и интереснее.
Но на полную Left 4 Dead 2 раскрывается только тогда, когда вместо AI против вашей команды выступает не менее сплоченная четверка игроков. Игра за зараженных, пожалуй, даже более увлекательна, чем за выживших. Ведь к каждому из боссов-зомби нужен свой подход, учитывающий сильные и слабые стороны управляемого монстрика (люди-то по способностям одинаковы). Сплоченной группе выживших поодиночке зараженные практически ничего не могут противопоставить – нужно с умом выбирать время и место для атаки, действовать сообща, разделять вражескую команду и стараться уложить как можно больше людишек – ведь на помощь раненым и лечение у них уходит уйма времени, за которое противники успеют появиться снова.
Valve высказывала недовольство слишком прожорливыми до времени versus-матчами еще задолго до релиза L4D2. Оно и понятно: на прохождение кампании обычно уходит добрый час – а ведь тут за выживших играют две команды поочередно! Стараясь угодить любителям недолгих сражений разработчики выпустили для первой Left 4 Dead коротенькую кампанию Crash Course, а во второй придумали уже упомянутый сбор канистр. В режиме Scavenge команда зараженных пытается помешать в этом деле выжившим (особенно преуспевает Плевальщица, чья кислота поджигает бензин). Действие происходит на не слишком больших картах, позаимствованных из кампаний. На каждой карте лежит определенное число канистр, содержимое которых нужно залить в генератор. Каждая канистра не только повышает счет команды, но и добавляет 20 секунд к таймеру, начинающему отсчет с полутора минут. Вот и выходит, что продолжительность каждого раунда в Scavenge не превышает пяти минут, зато по увлекательности и интенсивности действа этот режим не уступит сражениям в Versus.
Напоследок можно отметить, что обе части Left 4 Dead хорошо сосуществуют, друг другу не мешая: сервера L4D не пустуют, и многим игрокам оказалась гораздо ближе по духу мрачная атмосфера оригинала, нежели более яркий сиквел. Каждому свое.
Написано 3 декабря 2009 года для «Страны Игр»
_______________________________________________________
Ннннет, первая Left 4 Dead все же недолго прожила. Как только во второй появились все кампании из первой, смысла в ней больше не было. Зато вторая по-прежнему отличная PvP-игра. За 15 лет не состарилась ни капли.
9.0