Обзор Uncharted 2: Among Thieves | первый большой успех Sony

🌍 13 октября 2009 года На Uncharted: Drake's Fortune Sony потратила $20 млн – сумму нешуточную.

🌍 13 октября 2009 года

На Uncharted: Drake’s Fortune Sony потратила $20 млн – сумму нешуточную. Но разработчики из Naughty Dog потратили деньги с умом: создали с нуля свой собственный движок и на его основе сделали красивую и качественную игру, продавшуюся многомиллионными тиражами. На сиквел средства были выделены не меньшие, и есть все основания полагать, что с инвестициями Sony не прогадала и в этот раз.

🌍 13 октября 2009 года На Uncharted: Drake's Fortune Sony потратила $20 млн – сумму нешуточную.-2

Известный венецианский путешественник Марко Поло провел при дворе хана Хубилая пятнадцать лет, а потом вернулся в родную Европу да начал небылицы всякие рассказывать о дивных восточных странах. Многое Марко рассказал – да не все. Про Тибет умолчал он, про Шамбалу, где покоится священный камень Чинтамани, дарующий бесконечную власть его обладателю. Не поведал он и о том, что случилось с кораблями, сопровождавшими его в Персию. Очевидно, они где-то потерпели крушение, но где? Когда искатель приключений Натан Дрейк получает наводку, способную привести его к потерянным судам (очевидно, наполненным сокровищами!), разве он может устоять? И вот Дрейк, не зная, во что впутывается, бросается в авантюру, затеянные его товарищами – такими же жуликами, как и он сам. Недаром же игра подзаголовок игры переводится как «Среди воров».

Единственный комплимент, которого может удостоиться сюжет Uncharted 2 – это похвала за аутентичность: он на сто процентов соответствует канонам приключенческого боевика. Можно, зная лишь завязку, предположить, что где-то в середине кто-то кого-то предаст, а в самом финале герой будет энергично драпать, а все вокруг – рушиться. С большой вероятностью можно догадаться, что злодеем окажется брутальный славянский мужик с толстым кошельком и бессчетной армией готовых по приказу в могилу сойти головорезов. Ну, а если хоть чуточку почитать в Интернете отзывы геймеров о Drake’s Fortune, станет совершенно ясно, что Naughty Dog не осмелится выкинуть из второй части столь полюбившихся народу персонажей.

🌍 13 октября 2009 года На Uncharted: Drake's Fortune Sony потратила $20 млн – сумму нешуточную.-3

Предсказуемость событий и вторичность фабулы, однако, не означает, что сценарий Uncharted 2 плох – отнюдь. Naughty Dog неоднократно подчеркивала, что основной упор делает прежде всего на персонажей. Едва ли не все главные действующие лица Among Thieves вышли запоминающимися, и за это стоит благодарить как сценариста, так и команду 3D-моделлеров, занимавшуюся мимикой (никакого motion capture, помните?), и в особенности актеров, подаривших героям голоса. Нолану Норту, озвучивавшему Дрейка (а ранее – Принца из недавней Prince of Persia), было позволено импровизировать: он просто смотрел на то, что происходит в игре, и комментировал. Именно эта непосредственность, эта естественность реплик и оживляет образа героев – а вместе с ними и всю игру.

На персонажей вообще не налюбоваться. Если б Uncharted 2 была художественным фильмом (а она недалеко ушла), то можно было бы петь хвалебные оды актерской игре. Тонкие нотки в речи, жестикуляция, мимика – все это в совокупности выглядит просто восхитительно; сценки хочется пересматривать снова и снова. Вообще, значительная часть шарма Uncharted 2 держится на харизме протагониста. Безрассудный, ироничный, находчивый, незадачливый Натан Дрейк настолько обаятелен, что Индиане Джонсу впору уходить на пенсию: в игровом мире ему нашелся достойный преемник.

🌍 13 октября 2009 года На Uncharted: Drake's Fortune Sony потратила $20 млн – сумму нешуточную.-4

Впрочем, на одной кинематографике далеко не уедешь – в игру полагается все же играть. И здесь Uncharted видится этаким аналогом Call of Duty – мы постоянно идем по заранее проложенной разработчиками тропинке, где каждый шаг – очередное заскриптованное событие. Отличие разве что в том, что тут эту тропинку иногда приходится искать – можно заплутать, не догадываясь, куда дальше прыгать, но, тут же получив подсказку (на них игра очень щедра), вернуться на верный путь и наслаждаться зрелищами и действом. Адвенчурных элементов в ней, по-хорошему, совсем и нет.

Так, чуть ли не все время, что мы управляем персонажем, нам нужно или карабкаться, или стрелять (можно эти два удовольствия совмещать, но успех не гарантирован). Платформинг прост, как пробка – до уровня Assassin’s Creed, конечно, не опускается (хотя тут Дрейка и научили свободному лазанию по стенам на манер Альтаира), но и до Tomb Raider тоже далеко. Игра до неприличия линейна – если на что-то можно залезть, то это практически гарантированно будет единственно правильным путем.

🌍 13 октября 2009 года На Uncharted: Drake's Fortune Sony потратила $20 млн – сумму нешуточную.-5

Стрельба не менее обыденна. Uncharted 2 предлагает нам прятаться за укрытия, поднимать с трупов оружие, кидать гранаты, вырубать врагов ударами, изредка садиться за стационарные пушки – словом, делать все то, что мы проворачивали уже не раз в десятках других шутеров. И самое грустное, что на долю этой самой стрельбы – пресной, банальной – отводится половина игрового времени. Если не больше.

Так и получается, что главная проблема Uncharted 2 – в отсутствии хоть чего-то нового. Мы еще первую часть ругали за это – а вторая оказалась, по большей части, калькой с оригинала. Вплоть до идентичности списка трофеев. А жаль. Ведь Uncharted может ведь быть чем-то большим, чем простой пиф-паф. Ведь главное, за что её ценят, – не за стрельбу, а за то, что это крайне зрелищный и эффектный приключенческий блокбастер в духе того же «Индианы Джонса». Иногда начинает просыпаться надежда: ведь в U2, как и в приквеле, есть несколько великолепных уровней – тут и бег по городу под шквальным огнем, и совершенно потрясающий поезд, и погони на грузовиках по серпантину Гималаев – но потом Дрейк спешивается, садится за укрытие, издалека набегают враги и начинается их планомерный отстрел. Раз за разом.

🌍 13 октября 2009 года На Uncharted: Drake's Fortune Sony потратила $20 млн – сумму нешуточную.-6

Пожалуй, единственным хоть как-то заметным нововведением в игровой механике Uncharted 2 стала возможность бесшумной расправы с противниками (эволюционировавшая из кулачного боя). Стелс практически никогда не является необходимым для прохождения, но зачастую способен изрядно облегчить Дрейку жизнь. Под конец игры противников становится все больше и больше, вооружение у них – все лучше и лучше, а герой наш новых умений не получает (им место только в мультиплеере). Поэтому втихую придушить или скинуть со скалы пару-тройку охранников до того, как кто-то заметит Дрейка и поднимет тревогу – милое дело.

Еще одна новость: Дрейк научился кидать гранаты и стрелять с одной руки практически из любого положения: хоть раскачиваясь на веревке, хоть карабкаясь по утесу. Соответственно, число потенциальных укрытий от вражеского огня заметно расширилось – когда со здоровьем дела плохи, всегда можно зацепиться за первый попавшийся уступ и переждать опасность там, отстреливаясь от противников вслепую. Да и в целом это добавило перестрелкам столь не хватавшей им трехмерности. Но Naughty Dog и этим не ограничилась. Она перелопатила свой движок вдоль и поперек, чтобы добавить возможность сражаться на движущейся местности. Используется это, увы, всего несколько раз, но эффект впечатляет. «Наш поезд взаправду едет» – говорят разработчики про один из лучших уровней в игре.

🌍 13 октября 2009 года На Uncharted: Drake's Fortune Sony потратила $20 млн – сумму нешуточную.-7

Достаточно непривычно отсутствие QTE в сценках – особенно учитывая, сколько раз в них герою приходится избегать самых разных опасностей. Иногда руки сами сжимают геймпад посильнее – не дай бог, судьба Дрейка сейчас будет зависеть от какой-то кнопки! – но нет, раз за разом тревога оказывается ложной. Тем страннее видится внезапное появление QTE в эпизодических боях под самый конец игры.

AI вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, враги прячутся за укрытиями, выкуривают героя гранатами, обходят его с флангов. С другой – тупят, отвлекаются на беспомощных напарников героя, игнорируя даже прямые попадания. С партнерами Дрейка то же самое – жаловаться на них не приходится до тех пор, пока речь не зайдет об испытании их терпения. Когда идут разборки между двумя противоборствующими сторонами, девушки (ведь наш герой путешествует по большей части с представительницами прекрасного пола) не могут сидеть тихо и лезут в бой, атакуя и тех, и других. Почему же в таком случае не на что жаловаться, спросите вы? Все просто – у хрупких девиц, в отличие от крепыша Натана, здоровье бесконечное. Это не RE5, где промахи AI влекут за собой быстрый проигрыш, – здесь при визге отлетающей от прямого попадания ракеты белокурой журналистки можно позволить себе расслабиться.

В той версии Uncharted 2, что я обозревал, была ужасная локализация. Мало того, что потерялись все тонкости и нюансы, за которые стоит хвалить сценарий – местами там творилась полная феерия. Так, например, guerillas (повстанцы, партизаны) превращаются в «бандитов», «Tweedledee and Tweedledum» («Труляля и Траляля», как Дрейк шутливо называет одинаково выглядящих врагов) становятся «тупым и еще тупее», а вместо «опоздать на поезд» – адекватного перевода фразы «miss the train» – в игре звучит «скучать по поезду».

В той версии Uncharted 2, что я обозревал, была ужасная локализация. Мало того, что потерялись все тонкости и нюансы, за которые стоит хвалить сценарий – местами там творилась полная феерия. Так, например, guerillas (повстанцы, партизаны) превращаются в «бандитов», «Tweedledee and Tweedledum» («Труляля и Траляля», как Дрейк шутливо называет одинаково выглядящих врагов) становятся «тупым и еще тупее», а вместо «опоздать на поезд» – адекватного перевода фразы «miss the train» – в игре звучит «скучать по поезду».

А еще в Uncharted 2 есть головоломки. Их мало, слишком мало, и решение каждой из них совсем уж простое – надо взглянуть в дневничок Дрейка и сопоставить его мазню с имеющимися условиями. Нет даже никакого простора для ошибки – достаточно просто скопировать решение из тетрадочки в реальность. Скрашивает ситуацию юморное наполнение блокнотика: Дрейк, как всегда, на высоте. В целом игровой процесс Uncharted 2 оставляет смешанные впечатления: местами очень радует, местами заставляет сетовать на то, что разработчики поленились – потому что видно, что они могли сделать лучше.

Как, например, они сделали лучше графику. Uncharted была одной из красивейших игр 2007-го, Uncharted 2 же имеет куда большие претензии. Помните, как еще задолго до релиза Among Thieves разработчики кичились, что постараются использовать мощность PS3 на все сто процентов (говоря, что в первой части консоль выложилась всего на 30-40%) и покажут невиданное доселе качество картинки? Так вот, их старания не прошли даром – правда, заметно это далеко не всегда. Особенно неудачными в плане демонстрации графических технологий, по иронии, оказываются ранние уровни – но когда игра наберет обороты и покажет себя во всей красе, впору присвистывать от восторга. Ошеломляет и качество текстур, и умопомрачительное число всевозможных маленьких деталей, и восхитительная игра света и тени на движущихся объектах. Among Thieves – действительно самая красивая консольная игра на данный момент, но мы верим, что это – не предел возможностей PS3. Ведь, в конце концов, чем еще заниматься Naughty Dog, как не третьей частью Uncharted?

Написано 22 сентября 2009 года для «Страны Игр»

_________________________________________________________

В журнале я поставил игре 9.0, после чего на меня обрушился поток хейта. Меня даже упрекали в том, что меня проплатила Microsoft, чтобы я поставил эксклюзиву Sony такую низкую оценку.

А сейчас я, конечно, поставлю куда меньше. За прошедшие 15 лет у меня ни разу не возникло желания эту игру перепройти.

7.0