Итоги 2022 года

Развитие игровой индустрии настолько замедлилось, что из года в год у нас одни и те же тренды. ААА-игр всё меньше, а сами они всё более однообразны: это особенно заметно на примере Horizon: Forbidden West, собравшей в себе буквально все популярные штампы геймдизайна. Ragnarok я не пробовал: меня и прошлый «годовасик» заунылил всё теми же штампами и унылейшим повествованием. Но зато под это правило прекрасно попадает Elden Ring: та же самая игра в восьмой раз, теперь с открытым миром. Сделан ли он в целом хорошо? Да, вполне, только механики «душ» с ним никак не сочетаются.

А больше заметных-успешных ААА в этом году и не было. Игры среднего калибра и бюджета в этом году тоже подкачали: Xenoblade Chronicles 3 и Valkyrie Elysium, например, оказались абсолютно никчёмными, Pentiment, Metal Hellsinger, Immortality и TMNT: Shredder’s Revenge — играми неплохими, но не шедеврами.

Зато радовали апдейты: в 2022-м получили второе дыхание благодаря гигантским патчам с тоннами контента такие хиты, как Crypt of the NecroDancer и Into the Breach. Прошлогодние Severed Steel и Alisa получили важные апдейты, да и Vampire Survivors росла как на дрожжах. Все они — не игры-сервисы, все их обновления, даже полученные через 8 лет после выхода игры, абсолютно бесплатны. Тут остаётся только поаплодировать.

Но, возвращаясь к теме лучших игр года, мы остаёмся с инди, которые в последнее время тоже перестали удивлять. На самом деле, в 2022-м только одна игра смогла это сделать — Neon White. Я никогда не любил спидраны, но Neon White буквально перепрограммировала меня, заставила меня изменить моим привычкам — настолько в ней выдающийся геймдизайн. Её саундтрек тоже лучшее, что я слушал в этом году. Кроме Neon White, я бы отметил разве что Vampire Survivors за увлекательность и хорошо продуманную мету, а из прошлогоднего — уже упомянутую Alisa: вот это такое возвращение в 1995 (только более интересное и играбельное, чем собственно Back in 1995). Ну и напоследок — Chained Echoes выглядит как очень приличная JRPG, но её надо ещё пройти. Все эти четыре игры сделаны практически разработчиками-одиночками, и это, как мне кажется, достаточно хорошо подчёркивает, что сейчас, чтобы сделать что-то выдающееся (как в жанре «возвращение классики, на которое большие студии уже не способны», так и в формате «что-то новое, чего никто толком ещё не делал), не нужно практически ничего, кроме таланта.

Наверное, это главный положительный итог этого проклятого года.

Что до каких-то личных итогов, то — спустя 20 лет я перестал быть фуллтайм игрожуром, статей теперь от меня меньше, да и даются они немного с трудом. Дело в том, что раньше для меня большим мотиватором была надежда, что публицистика способна влиять на культуру, воспитывать людей хоть отчасти. А в 2022 году какие-то разговоры о русскоязычной культуре отмерли сами собой, как и возможность зарабатывать этим себе на жизнь.

Сменив работу, я эмигрировал (надеюсь, что временно): хорошая погода и вкусная еда немного помогают сгладить общий негативный настрой от всех новостей, но при этом расходы заметно выросли (потому что приходится снимать квартиру). Поэтому особая благодарность тем, кто донатит на стримах и поддерживает меня на Boosty :)

upd из 2023: Neon White — конечно, хорошо, но лучшая JRPG последних 12 лет лучше. Я прошёл Chained Echoes после подведения итогов года, поэтому называю её GOTY 2022 постфактум.