Сделал платину в Valkyrie Profile: Lenneth на PS5 – там эмулятор PSP-версии с важнейшей фичей перемотки времени назад. Если для обычных JRPG безумно важно иметь функцию ускорения, то для игр, где важна реакция и точность, возможность исправить свою ошибку без необходимости делать и загружать сейвстейты оказывается просто неоценимой.
Собственно, благодаря ей и гайду я прошёл игру со всеми трофеями максимально быстро и безболезненно. До этого я пытался пройти на Hard (без этого ведь не пройти Seraphic Gate), но меня сломала головоломка в Clockwork Mansion. Я вообще не люблю паззл-платформеры, но только понял я это сильно позже, когда во времена цифровой дистрибуции они полезли отовсюду как грибы. В Валькирии же мне почему-то казалось, что был сложный платформинг, но нет — там сумасшедшие головоломки. Которые я с удовольствием пропустил по гайду.
Вообще, большая часть недостатков Lenneth нивелируется именно благодаря этой комбинации «перемотка + гайд». Местами ловушки выкидывают тебя в пропасть, местами — с уровня вообще. Это жуткая подлость, но при помощи перемотки последствия ошибки с 20 минут сокращаются до 20 секунд. В игре ужасно однообразные сражения, но, благодаря гайду научившись крафту, можно отключить рандомные бои вообще.
А ещё в Lenneth ужасные проблемы с балансом. Новые шмотки увеличивают характеристики не на сколько-то процентов, а в разы и даже на порядок. Без гайда легко мимо них пройти и остаться буквально в десять раз слабее. Под конец игры враги начинают кастовать Great Magic – это почти гарантированно смерть всей партии, и если вы в середине игры пропустили сундучок с умением Guts, то это конец. Ситуация складывается примерно такая же, как в Crisis Core: и партия ушатывает боссов с 1-2 ходов, и босс ваншотает партию, после чего та восстанавливается совершенно читерскими абилками.
Персонаж 4 уровня убивает предпоследнего босса одним ударом благодаря читерской шмотке
Это, кстати, проблема именно первой части. В Silmeria ситуация была иной: в середине игры было слишком мало сюжетных сценок и слишком много данженов, в которых кривая сложности делала очень уж резкий скачок вверх, вынуждая гриндить. В Covenant of the Plume в первом прохождении, без New Game +, было слишком уж сложно получить хорошую концовку.
Тем не менее, опыт, который даёт каждая часть трилогии, совершенно уникальный: я вернулся к Lenneth впервые за 15 лет, и впечатления от неё (благодаря вышеописанным удобствам) исключительно яркие и положительные. Другой такой игры нет, не было и, скорее всего, не будет. Оттого несколько жаль, что истории персонажей ближе к концу игры становятся всё более короткими и неинтересными: никто ж больше уже не сделает ни лучше, ни даже похоже.
А ещё нельзя не отметить количество и качество спрайтов. Тут уникальные спрайты есть буквально на каждую мелкую сценку, на две секунды в диалогах. На 16-битных консолях такое не позволяли сделать ограничения памяти, а на 32-битных все ломанулись делать кривое 3D, и в результате только вот под конец жизненного цикла PS1 вышла игра, показывающая, как, оказывается, можно было делать 2D. Это визуальное пиршество — возможно, опять же, непревзойдённое.
Lenneth была бесплатным довеском к Valkyrie Elysium, но в итоге даже безотносительно ностальгии, даже для человека, который впервые поиграет в обе игры, я уверен, она станет гораздо большим подарком.
Square, перевыпускай уже игры с PS2. Буду делать платину в Сильмерии :)