Недавно вышел хороший ремастер первых частей Tomb Raider: он сохранил всю геометрию и механику оригинала, подтянув графику до уровня PS3. 60 fps ощущаются очень хорошо, фоторежим весьма уместен, а Дауру Авидзбе спасибо за огромное количество ачивок, благодаря которым хорошо знакомые игры раскрываются с новых сторон (это именно то, о чём я писал в своём тексте об ачивках). Освещение и читабельность локаций местами пострадали, но возможность переключиться на графику оригинала это нивелирует.
По такому поводу было бы неплохо вспомнить все основные части серии и ранжировать их. Сразу нужно заявить мои основные критерии — что для меня важно в Tomb Raider.
- образ Лары: она должна быть элегантной аристократкой, а не жалким нытиком и не злобной маньячкой;
- дизайн уровней: желательно компактные, читабельные, с понятными целями, ощутимым прогрессом и логичным бэктрекингом;
- механика: умения Лары и то, что они дают геймплею.
Итак, я бы распределил части таким образом:
F tier: убийца франшизы
Tomb Raider: Angel of Darkness
Лучший дизайн Лары и абсолютно худшее всё остальное. Героиня злобная, тупая и неумелая. Новые механики — это в первую очередь её унижение. «I’m not strong enough», сходи потереби бочку, чтобы суметь открыть дверь. Маловато? Финал игры буквально пытается продать нам другого протагониста на замену Ларе. А уровни расставляют невидимые стены, чтобы жизнь мёдом не казалась. Тут нет живого места; после такой игры кончину Core Design не хочется оплакивать.
C tier: устаревший мусор
Tomb Raider 3
На третьей части серия ушла не туда. Побег из тюрьмы — это не Tomb Raider. Огромные нечитабельные уровни — это очень утомительно. Куча подлостей, созданных словно для того, чтобы выкрутить сложность игры на максимум, — тоже. Неуправляемые средства передвижения, в особенности байдарка, — это уже пытка. Про последнего босса и вспоминать не хочется. Спринт и передвижение рачком ничего хорошего геймплею не дают: понятно, что кумерам хочется поставить героиню на четвереньки, но динамика от этого страдает очень сильно.
Tomb Raider: The Last Revelation
Ещё более затянуто. Одинаковые египетские храмы однообразны, каирская мясорубка — неуместна, а продолжительность игры изнуряющая. Решение выстроить уровни вокруг хаба в Александрии неплохое, но на деле фатальное: эти уровни можно пройти, не собрав всех ключевых предметов, из-за чего их придётся пробегать повторно, без понимания, что и где искать. Читабельность задачек в целом почти что нулевая: героине дали кучу возможностей без какой-то прозрачности в плане того, зачем они нужны. Лара тут невыносимо злобная — настолько, что ей сопереживать не хочется.
Tomb Raider Chronicles
Тонально — гораздо лучше предшественницы, за Лару тут почти не стыдно. Уровни и разнообразные, и небольшие, что тоже плюс. Но этого недостаточно, чтобы вытащить пятую часть из этого тира. Новые механики плохие и опять нечитабельные, а во всём происходящем слишком мало смысла.
B tier: посредственности
Tomb Raider Underworld
Завершающая часть трилогии превратила Лару в эджовую злюку и растянула уровни до таких размеров, что по ним резонно передвигаться на транспорте. Этапы начинают утомлять ещё на их первой половине, отсутствие диалогов заставляет скучать, сюжет удручает. Единственная хорошая новая механика: QTE без QTE — замедление времени, позволяющее игроку сделать спасительное действие самому.
Tomb Raider 2013
Недостаточно смелое переизобретение серии после Underworld. Ребут — уже не про гробницы (их тут толком и нет), но и не про выживач. Исследования локаций тут крайне мало, а пострелушек в духе Uncharted — много. Механически игра ничего так, но разработчики не захотели делать игру, склепав вместо неё банальный линейный ААА-аттракцион. Новая Лара в оригинальной версии ребута была хотя бы симпатичной, но большую часть времени она унылый нытик.
Shadow of the Tomb Raider
Лара продолжает ныть, только в этот раз к её унижению добавляется и вина за грядущий апокалипсис. Абсолютно отвратная героиня, абсолютно убогий сюжет. Геймплей неплох, но гробницы, бывшие в ребуте неприлично мелкими, тут стали слишком большими. Shadow в геймплейном плане словно противоположность ребута, но на результате смещение акцентов не сказалось: тут целый город NPC и квестов, но качество их такое, что делать их не хочется.
Lara Croft and the Temple of Osiris
Кооператив, скейлящийся от количества игроков, — так себе идея. Разработчики не смогли ни нормально прописать четырех персонажей, ни дать всем четырем уникальные умения, ни сделать головоломки интересными на большую компанию.
A tier: достойные рекомендации
Tomb Raider 2
Тут есть ряд моментов, которые плохо аукнутся в последующих классических частях: например, плохо управляемая техника и враги-люди. У Лары всего полтора диалога на всю игру, хоть и хорошие. Этапы небольшие, обычно читабельные и довольно запоминающиеся, сложность терпимая. Новая механика тут — освещение в реальном времени, но радости от нее немного, поскольку из-за нее в игре появились места, где темным-темно и ничего не видно.
Rise of the Tomb Raider
Ещё одна вторая часть, в своей трилогии нашедшая правильный баланс между душной линейностью ребута и утомительной просторностью Shadow, а заодно и между исследованием локаций и боями. В Rise отличный дизайн локаций, грамотно расставленные коллектаблы и толковая опционалка. Сюжет, как обычно, плох, а ребутная Лара никакая.
Lara Croft and the Guardian of Light
Лаконичная, сконцентрированная, правильная. Кооп на двоих: оба игрока требуются и в бою, и в каждой головоломке. Оба с уникальными умениями. Лара хорошо прописана. Уровни небольшие и насыщенные. Лучше бы ребут был таким.
S tier: лучшие из лучших
Tomb Raider 1996
Игра, которая сразу же всё сделала правильно. И героиню прописала изумительно, и локации выбрала красочные и разнообразные, и сюжет прописала толковый, и управление сделала лучше, чем у других трёхмерных экшенов того времени, и уровни из-за своей компактности не надоедают и легко читаются. Образец и эталон.
Tomb Raider Anniversary
Ремейк, который от оригинала отделяло 10 лет, но всего лишь одно поколение. Более гибкий, более свободный, но менее математически выверенный и более заскриптованный, с QTE и парированиями вместо честного экщена. Сценарий даже похорошел, а интеграция в новую трилогию — красота.
Tomb Raider Legend
Первый и наиболее удачный ребут. Во многом предтеча Uncharted: довольно линейная, зрелищная, с погонями, перестрелками и тоннами диалогов, но не забывшая своих корней и сохранившая значительную часть того, что делало Tomb Raider выдающейся. Диалоги с друзьями раскрывают здешнюю Лару лучше, чем в какой бы то ни было части, уровни недлинные и сменяют друг друга очень быстро, да и сама игра не успевает надоесть. Вот бы новый ребут серии брал пример с неё.