🌍 25 августа 2009
Если начать статью словами «Arkham Asylum – лучшая игра про Бэтмена», это мало что скажет – ранее про готэмского темного рыцаря выходили в лучшем случае посредственные проекты. Если взять шире и заявить, что Arkham Asylum –лучшая игра по мотивам комиксов вообще, то это будет ближе к правде.
Впрочем, так оно и есть. Более того – для человека, не жалующего супергеройские истории в картинках, комиксовые корни Batman: Arkham Asylum имеют все шансы стать главным недостатком игры. Потому что чуть ли не все остальное сделано на высшем уровне.
Возможно, на руку разработчикам сыграло отсутствие четкой привязки игры к какому-нибудь конкретному фильму, как это обычно бывает. Авторы смогли черпать вдохновение из всей семидесятилетней истории человека-летучей мыши, выбрать самых знаковых и известных злодеев, создать объединяющую их всех историю и не беспокоиться о соответствии придуманной левыми людьми сюжетной линии. «Если бы я делал фильм о Бэтмене, я бы сделал его именно таким» – говорит Пол Дайни, сценарист Arkham Asylum. И недаром! В игре действительно собралось все то, за что люди любят «Бэтмена» – и мрачная атмосфера, и колоритные антагонисты, и обилие зубодробительного действа, и интриги с расследованиями.
На роль главного злодея Arkham Asylum других претендентов быть просто не могло. Джокер – не только извечный противник Бэтмена, но и идеальный злодей для видеоигры. Ведь его цель – не убить героя в черном плаще, а повеселиться, устроить ему испытание. Остров Аркхэм – площадка для игры, ведущий которой – Джокер, а игроки… мы. Можно не ассоциировать себя с мужиком в маскарадном костюме, но ведь, по правде-то говоря, на его долю достаются напыщенные реплики в сценках, а на нашу – все испытания, что приготовил Джокер. И надо признать, что из него неплохой геймдизайнер.
Как можно уже было понять, Arkham Asylum не довольствуется одним стилем игры – она берет несколько и связывает их воедино. И делает это умело – один перетекает в другой столь плавно и незаметно, что это ни в коей мере не кажется неестественным. Головоломки, поиск секретных закоулков обширного острова Аркхэм, детективные расследования, стелс, мордобой – все это разные стороны Batman: Arkham Asylum (последние две, однако, заметно преобладают). И из них всех оставляет желать лучшего лишь адвенчурная составляющая: слишком уж много на острове закрытых дверей, слишком часты и однообразны решетки, которые всегда являются ответом на резонный вопрос «как же тогда пройти внутрь?». Свобода передвижения по острову слишком условна, а игра крайне линейна.
Впрочем, скорее всего, именно линейности от игры и ждали – ведь если учесть, сколько скриншотов и роликов Arkham Asylum было посвящено мордобою, легко было предположить, что главный жанр игры – beat’em-up. Впрочем, на этом поприще она действительно преуспела.
Как заведено, простые враги – лишь пушечное мясо, отдушина между настоящими испытаниями. Получить от них тумаков нереально – можно просто стоять на месте и долбить по кнопке контратаки, и ни один бандит Бэтмена и пальцем не коснется. Стычки с ними сильно напоминают Assassin’s Creed – не в последнюю очередь из-за своей плавности. Система FreeFlow работает на ура – цепочка ударов, обманных маневров и контратак, плавно переходящая с одного врага на другого, воспринимается как единое целое, словно срежиссированная заранее, а не выполненная на лету по прихоти игрока. Постановка боев выше всяких похвал – герой движется грациозно, удары смачны, а slo-mo включается своевременно и лишь добавляет остроты. По зрелищности каждая из здешних драк не уступает сценам из «Хранителей» Зака Снайдера.
Управление простое: четыре основные кнопки геймпада отвечают за действия героя: простой удар, оглушающий удар, контратака и быстрый уход в сторону. Появляющиеся ближе к середине игры противники с ножами уверенно отражают все направленные в них выпады – их-то и нужно оглушать. А гады с электрошоками, заблокировав атаки Бэтмена, нанесут ему еще и урон разрядом – таким необходимо запрыгивать за спину во избежание неприятных последствий.
Но когда у врагов в руках оказывается огнестрельное оружие, любая открытая конфронтация с ними сулит неминуемую гибель. Бэтмен может выдержать не так уж и много попаданий – а заключенные с выстрелами не медлят. Поневоле приходится быть тихим и незаметным – и игра вмиг из beat’em-up’а превращается в самый настоящий стелс. Весьма оказуаленный, конечно – для бесшумного устранения противника достаточно лишь подобраться к нему сзади и нажать на одну кнопку – но от этого не менее увлекательный.
Если враги заметили-таки Бэтмена, единственный способ спастись от пуль – взлететь с помощью грапл-гана на одну из горгулий, обильно натыканных под потолками. Но не стоит думать, что приспешники Джокера не умеют смотреть вверх! Они, естественно, не станут этого делать без повода, но когда Летучая мышь взмывает ввысь прямо перед их глазами, они не позволят ей уйти просто так. И даже укрытие в виде каменного изваяния не спасет Бэтмена от шквала пуль – надо срочно перебазироваться, уйти с линии огня и спрятаться от преследователей.
Стоит отметить, что патрульные в Arkham Asylum ведут себя достаточно реалистично и естественно: болтают, ругаются, в бою пытаются найти себе хоть какое-то оружие (бывает и такое, что они ломают декорации, лишь бы не выходить против Бэтмена с пустыми руками), а, обнаружив павших товарищей, начинают нервничать, паниковать, даже стрелять беспорядочно в разные стороны в попытке хоть как-то задеть мстителя в маске. Не менее греет душу разнообразие способов расправы с незадачливыми приспешниками Джокера. Тихо придушить, оглушить бэтарангом, взорвать с помощью реагирующего на шаги геля, подвесить под потолок, обрушить на них стену – что угодно. По увлекательности стелса и по манерам поведения врагов Arkham Asylum можно без стеснения сравнивать с Metal Gear Solid – и хоть работа безвестных английских разработчиков и не переплюнет детище Хидео Кодзимы, в грязь она лицом не падет.
За победы в потасовках и выполнение сюжетных заданий «Мышонок» получает очки опыта. Каждый полученный уровень позволяет прокачать боевые умения и усовершенствовать гаджеты. Или, например, приобрести в комплект к обычному бэтарангу дистанционно управляемый. Что ж, это вполне в духе современных экшнов.
Детективный аспект игры, как и прочие, сделан максимально доступным – но при этом доставляет уйму удовольствия. Бэтмен оснащен особым сканером, совмещающим в себе функции всех трех Visor’ов из Metroid Prime, – он способен и видеть сквозь стены, и отслеживать оставленные следы (будь то отпечатки пальцев или просто дыхание), и даже измерять темп сердцебиения рыщущего в поисках Летучей мыши бугая. Если бы не неестественный синий оттенок, обрамляющий «детективное зрение», его можно было бы не выключать и вовсе – слишком уж оно полезно во всех отношениях.
И, наконец, головоломки. Любезный Эдвард Нигма, он же Риддлер, имеет по загадке на каждую вторую игровую локацию. От нас требуется найти ответ и просканировать его – за сообразительность полагаются всевозможные бонусы, которые, увы, игру пройти не помогут. Зато фансервиса в них – не горюй. А еще Риддлер раскидал в самых потайных местах по всему острову свои фирменные символы – знаки вопроса. Собирая их, мы открываем комнаты с испытаниями, где можем проверить свое мастерство в двух дисциплинах. Первая – на самую эффектную драку, где выдаются очки за длинные комбо и разнообразие боевых приемов. Вторая – стелсовое истребление заданного числа вооруженных охранников на скорость. Свои результаты можно публиковать в Сети.
Преуспев в геймплее, Arkham Asylum показала не менее впечатляющие результаты и в фансервисе. Хоть в игре Бэтмену выдастся повстречаться лицом к лицу далеко не со всеми значимыми сверхзлодеями саги, игра любезно предоставит досье даже на тех, кто остался за кадром. Как и в комиксе Arkham Asylum: A Serious House on Serious Earth, в игре рассказывается история Амадея Аркхэма, основателя печально известного приюта для душевнобольных. Повествование затрагивает не только давно почивших людей: тут и там раскиданы записи бесед докторов с пациентами, старыми знакомыми мстителя в маске. Вообще, как и в случае с фильмом «Темный рыцарь», слабое звено игры – сам Бэтмен. Серьезный, серый, скучный, контрастирующий с яркими, запоминающимися злодеями.
Но самая большая проблема Arkham Asylum – в нехватке действительно масштабных и запоминающихся схваток. Единственное исключение – Плющ, являющаяся самым настоящим видеоигровым боссом с ограниченным набором раз за разом повторяющихся атак. Но она одинока. Виктор Зсазс, удостоившийся до выхода игры целого отдельного пресс-релиза, в Arkham Asylum оказывается ничтожеством, которого Бэтмен дважды обезвреживает чуть ли не щелчком по носу. Огромный, внушающий, выглядящий по-настоящему устрашающе и расправляющийся с героем в мгновение ока Крок каждый раз усмиряется с одного бэтаранга. И от этого в его логове можно чувствовать себя в полной безопасности. Бэйн поначалу кажется хорошим боссом, но потом появляются монстры – сильные, редкие, но все же штампованные монстры – имитирующие его модель поведения во всем. И даже финальная битва, вопреки всем ожиданиям, доставляет лишь разочарование.
За отсутствием боссов становится особенно заметным крайне низкий ассортимент обычных врагов. Есть бугаи, дерущиеся врукопашную, есть бугаи с пушками и есть все остальные, появляющиеся столь кратковременно, что о них впору забыть. В оправдание игры можно сказать, что она действительно выжимает из каждого типа противников все соки, создавая с ними самые разные ситуации – но ближе к развязке на одинаковых приспешников Джокера любоваться надоедает.
Тем не менее, претензии эти достаточно невелики по сравнению с тем, насколько правильно в Arkham Asylum сделано все остальное: от безупречной графики и звездного актерского состава до грамотного смешения различных стилей игры и трепетного подхода к вселенной Темного рыцаря. Rocksteady Studios создала образцовую игру «по лицензии», показав всему миру, как можно увязать качественный геймплей, не ворующий чужие идеи, с обилием фансервиса и верностью комиксо-мультяшному оригиналу. Большего подарка фанатам «Бэтмена» сложно было бы придумать.
Написано 28 июля 2009 года для «Страны Игр»
_____________________________________________________
Проходил эту игру залпом в подвале, где велось тестирование локализации игры. А потом её выбрали игрой 2009 года в журнале!
8.0