Вторая и третья части сериала в HD Collection достаточно отличаются от оригиналов. В первую очередь – озвучкой. С ней связана занятнейшая история, начавшаяся еще во время создания SH2.
Как и в случае с Resident Evil, героев Silent Hill играли англоговорящие актеры, которых в Японии, само собой, днем с огнем не сыщешь. Постановщикам во главе с Джереми Блаустином (единственным связующим звеном между носителями двух языков) приходилось выбирать не из профессионалов, а из дилетантов, явившихся на кастинг. Блаустин был режиссером motion capture и озвучивания – то есть, пусть даже Хироюки Оваку и писал сценарий на японском, именно Блаустин определял то, как реплики героев будут звучать по-английски, и кто и как будет их произносить. Его имя не указано в титрах игры, и он сам не появляется в Making of – такова благодарность Konami.
Вот и предприниматель Гай Сихи, чей актерский опыт ограничивался кружками в колледже, приехал в 2000-м году в Японию по своим делам – он незадолго до того развелся и навещал дочку, оставшуюся жить с мамой в Токио. Дочку заинтересовало прослушивание на роль Лоры; сопровождающий ее Гай, просиживая штаны в гостях у Konami, случайно обратил внимание на сценарий Джеймса и решил тряхнуть стариной. Он выловил Блаустина и, к немалому удивлению последнего, напросился на прослушивание. Через несколько месяцев настал черед удивляться уже Гаю, когда ему позвонил Блаустин и сообщил, что он получил роль Джеймса Сандерленда – потому что, мол, разработчики представляли себе героя именно таким (и впоследствии герой «рисовался» уже непосредственно с него). Дочь Гая роль Лоры не получила, но участие отца в проекте яро одобрила.
Вжиться в роль обремененного тяжелым грузом вины героя Гаю удалось достаточно легко – ведь он сам не так давно пережил развод с женой, и многие проблемы Джеймса мог спроецировать на себя. Само собой, отыгрыш такой роли был достаточно тяжелым трудом – и каково же было удивление Гая, когда он обнаружил, что в Making of Silent Hill 2 его лицо «замылено», удалено из кадра – очевидно, чтобы ему не достались лишние роялти. Более того, господа из Konami даже не сообщили ему о том, что такой фильм вообще планировался, равно как и не отдали должного Джереми Блаустину. Стоит ли говорить, что после такого свинского обращения Гай Сихи с горечью поминал руководство японской компании?
Но тут Konami взяла да анонсировала Silent Hill HD Collection, написав всем актерам SH2 и SH3 с просьбой подписать нужные бумаги – и это послужило хорошим поводом для обиженного бизнесмена напомнить японцам, что они должны ему денег за переиздания SH2 – он-то, дескать, давал им права на использование его внешности и голоса только в оригинальном PS2-релизе! На это Konami даже не стала отвечать – Гай Сихи разорвал им шаблон в клочья. Ведь он не имел дела с игровой индустрией ни до, ни после SH2, и, как следствие, не был в курсе, что здесь актеры роялти не получают никогда в принципе – это просто не принято. Закон, однако, был на его стороне: во время всей его работы над игрой он ни разу не подписывал никаких бумаг и, как следствие, от прав на свой облик и голос не отказывался.
Тут Konami, очевидно, запаниковала и решила перезаписать озвучку персонажей заново. Вопрос – зачем? Даже с новым голосом Джеймс Сандерленд все равно был срисован с Гая Сихи, и у того оставались все основания подавать в суд.
Решающее слово сказали фанаты. Стоило Konami выпустить ролик, демонстрирующий новую озвучку, как в Интернете поднялась волна всеиспепеляющей ненависти. Новые голоса вызвали резкое отторжение у фанатов, которые принялись искать виновного. Обвинения полетели налево и направо, и Гай Сихи решил, что те гроши, которые он получил бы от издательства, не стоят расстройства поклонников (да и его самого не прельщала перспектива перевыпуска SH2 без его же озвучки). Он связался с продюсерами из Konami и вместе со своими бывшими коллегами по SH2 торжественно подписал нужные бумаги.
С третьей же частью все оказалось не так радостно: по словам Гая Сихи, Konami не смогла связаться с Хезер Моррис, подарившей главной героине голос, внешность и даже имя. Что странно – ведь буквально несколько месяцев назад ее смог разыскать фанат, взявший у нее интервью (и не спросивший отчего-то главного вопроса). Как бы то ни было, SH3 осталась без оригинальной звуковой дорожки.
Забавно, что в SH2 вновь встретились мои любимые актеры, Лора Бейли и Лиам О’Брайен, запомнившиеся мне прежде всего в качестве сопровождающих героя персонажей в Nier. Не так давно они вместе отметились в Final Fantasy XIII-2 – там они играли героиню и антагониста соответственно. В SH2 Лора Бейли играет Анжелу, и довольно неплохо, но Лиаму О’Брайену, обладателю самого пафосного голоса в мире (вдумайтесь – Война из Darksiders, Асура из Asura’s Wrath, Иллидан из WoW: The Burning Crusade), достался Эдди. Эдди! О’Брайен даже по габаритам не подходит на роль, черт возьми – невозможно поверить, что этот голос принадлежит толстяку! Его попытки звучать жалко, как того требует роль, выходят негодно – складывается впечатление, что говорит какой-нибудь надменный супермен, перебравший с алкоголем и с похмелья заново открывающий для себя, что «killing a person is no big deal».
Дополняет череду только что услышанных в FFXIII-2 актеров Трой Бейкер (Сноу), который в SH2 озвучивает Джеймса (отчего в каждом вопле «Марияаааа» слышится «Сераааа»). Он заметно пытается попадать в те же нотки, что были в оригинальной озвучке, но в итоге выходит все-таки не то. Голос у Бейкера с заметной хрипотцой, которой у Гая Сихи и в помине не было; в его исполнении Джеймс кажется не похожим на себя самого. Обе инкарнации пассии Джеймса играет Мэри Элизабет МакГлинн, любителям Silent Hill знакомая прежде всего как исполнительница песен ко всем частям, начиная с третьей. Ее голос более-менее подходит «демонической» Марии, но для Мэри он слишком низок.
Справа – оригинал, слева – HD-ремейк. Без тумана и с растягиванием картинки до широкоформатного экрана можно увидеть, как озеро (или, по крайней мере, то, что должно быть на месте озера – в оригинале там ровно такое же серое месиво) обрывается в никуда. Когда Масахиро Ито, арт-директору оригинала, показали этот скриншот, он лишь переспросил в недоумении – «Это и вправду выпущенная версия? Серьезно?»
В SH3 самое разительное изменение претерпел как раз голос Хезер; по мнению многих фанатов, он стал более взрослым. Лора Бейли здесь играет Клаудию (у Клаудии и Анжелы был один голос и в оригинале), и в этой роли она звучит куда более естественно. Юрий Ловенталь, голос всех типичных JRPG-героев, озвучивает Винсента, отчего тот теряет чуточку своего безумного шарма. Впрочем, даже если бы новые актеры играли на пять с плюсом, для человека, который знает эти игры наизусть, любое, даже самое незначительное, отклонение от оригинала будет казаться фальшью и резать слух.
Что до геймплея, то HD Collection я попробовал после Downpour (которую можно и нужно ругать за боевку) и обнаружил, что десять лет между этими играми – настоящая пропасть. После и без того неудобной Downpour SH2 и SH3 кажутся бесконечно устаревшими «динозаврами», которым место в музее. Да, во многом – из-за навязываемых одинаковых и неудобных столкновений с врагами.
Совершенно неожиданным оказалось наличие в HD Collection вороха технических проблем как со звуком, так и с изображением (для PS3-версии, говорят, в день релиза вышел патч, который ничего не починил; я пробовал версию для Xbox 360). Разрешение здесь стало выше, а туман – прозрачнее. В Making of Silent Hill 2 нам показывали, как игра выглядела бы без тамошнего замечательного постпроцессинга – примерно это мы и видим в ее HD-версии. Граница прорисовки здесь видна очень четко, хотя, казалось бы, при создании HD-ремейка ее следовало завуалировать с помощью эффектов куда более тщательно. А в SH3 то, что ранее было затянуто туманом или скрыто спецэффектами, теперь видно – прощай, таинственность!
Дичайший провал ответственных за HD-ремейк людей – это пересечение Джеймсом озера Толука. Как можно было не заметить, что здесь вода на воду-то не похожа?
Когда я обозревал недавно выходившие HD-ремейки, худшей игрой подборки оказалась Resident Evil 4, попросту растянутая до 720р. Silent Hill HD Collection грозится сместить ее с этого незавидного пьедестала. С технической точки зрения обе вошедшие в «коллекцию» части смотрятся слабее, чем их вышедшие 10 лет назад РС-версии, новая озвучка, скорее всего, оттолкнет привычных к старым голосам фанатов, а новым игрокам не скрытые описания трофеев могут заспойлить очень многое.
И, наконец, в HD Collection не вошла четвертая часть. «Если вы – фанат Silent Hill, то ваша любимая – или вторая часть, или третья», – с уверенностью говорит продюсер Томм Хьюлетт. Дорогой Томм, среди фанатов MGS вряд ли найдется такой, кто предпочел бы Peace Walker всем остальным, – но это ведь не помешало Konami включить ее в сборник, хотя работать над ней явно пришлось куда больше, чем над играми с PS2! Наверное, Konami попросту решила сэкономить на новой озвучке к мало кем любимой части. Как бы то ни было, поводом для радости HD Collection не стала.
Написано 2 апреля 2012 года для «Страны Игр»
_____________________________________________________
В рамках подготовки к грядущему ремейку Silent Hill 2 я прошел на стриме эту легендарно кривую версию с PS3 (записи: 1 2 3 4). Да, она настолько плоха, а голоса Джеймса и Эдди совсем мимо кассы. Впервые я играл на Easy, отчего впечатления от игры были не настолько резко негативные, как во все предыдущие разы.
От ремейка хотелось бы менее болезненных боёв и большей открытости, свободы в плане исследования локаций, а также больше уникального контента и меньше одинаковых копипастных комнат и коридоров. Надежды на что-то хорошее, правда, мало.