🗾 25.03.2015 | 🗽 06.10.2015 | 🏰 16.10.2015
Небольшая японская студия Nippon Ichi Software наткнулась в 2003 году на золотую жилу: когда ее тактическая RPG Disgaea: Hour of Darkness усилиями Atlus вышла в США, NIS открыла для себя западный рынок, на котором поспешила укорениться. Она основала американское подразделение и принялась выпускать нишевые игры – свои и чужие – спрос на которые был достаточно велик. Впрочем, ни одна из ее собственных игр так и не переплюнула Disgaea, которая завоевала сердца сотен тысяч геймеров со всего мира. Поэтому NIS с завидной регулярностью клепает сиквелы, спиноффы и переиздания различных выпусков тактического сериала. Сейчас до нас наконец-таки добралась пятая номерная часть.
Ни один из выпусков сериала не брался коренным образом менять заложенные еще в оригинале основы. Disgaea 5 не стала исключением из этого правила. В ней много нововведений, но они дополняют все ту же неизменную механику, и при желании ее можно проходить ровно так же, как и самую первую часть.
А это значит, что опять на поле боя сходятся две команды, ваша (до 10 юнитов) и вражеская (еще больше), и ходят поочередно: сначала вся партия игрока, потом все противники. В ход идет разнообразное оружие, магия, классно анимированные спецспособности – но помимо этого стандартного для TRPG набора у Disgaea есть еще парочка собственных выдающихся особенностей.
Например, ваши юниты могут поднимать друг друга и атаковать в качестве этакой башни. А могут и просто кидать партнеров, благодаря чему можно пересечь всю арену в течение одного хода. Это придает геймплею динамику, которой другие TRPG могут позавидовать.
Также на поле боя есть цветные клетки и символы, придающие клеткам, на которых они находятся, те или иные эффекты. Например, увеличивают урон или заставляют атаки лечить, а лечащую магию – наносить повреждения. Манипулирование этим бонусами и своевременное уничтожение символов – важная часть тактики во всех играх сериала.
Помимо сюжетной кампании, в Disgaea есть и миры предметов – бесконечное количество рандомно создаваемых этапов, позволяющее прокачивать своих персонажей и предметы сколько угодно. В мирах предметов можно провести сотни часов, ведь предел для прокачки тут огромный: максимальный уровень для юнитов в Disgaea – не 99, как в большинстве ее товарищей по жанру, а 9999.
Поднимать характеристики можно кучей разных способов. И зарабатыванием уровней, и получением новой экипировки, и прокачкой этой самой экипировки в мире предметов, и и различными снадобьями, и едой, и пассивными умениями (которые тоже отдельно можно развивать), и в пошаговой мини-игре «Мир персонажа», и перерождением с получением большего количества бонусов за каждый набранный уровень. Да, последнее значит, что прокачка начнется с самого первого уровня. Ей тут действительно нет конца и края: любители смотреть за тем, как растут циферки, от Disgaea не оторвутся.
Предыдущий абзац позволяет понять, что в Disgaea 5 вас ждет огромное множество разных механик. Если первую часть сериала еще как-то можно было более-менее полно описать в рамках одной статьи, то после всех нововведений, которые сериал получил за все эти годы, сложно даже удержать в голове все то многообразие элементов и возможностей, которые предлагает игроку Alliance of Vengeance.
Попробуем вкратце перечислить хотя бы отличия от предыдущей части. Во-первых, это уже вышеупомянутая мини-игра «Мир персонажа», в которой можно повышать характеристики юнита в пошаговой псевдонастолке. Во-вторых, это еда: среди магазинов появилась кухня, где для героев можно приготовить карри, делающий их сильнее. В-третьих, некоторые враги сдаются в плен (ранее их приходилось ловить довольно неудобным образом): их можно поселить на вашей базе, включить в команду или же после сурового допроса выжать из них экстракт для повышения своих характеристик и отпустить на волю. В-пятых, не использующихся в основной партии героев можно посылать исследовать дальние миры: в своих путешествиях они будут находить вам предметы и прокачиваться. Это дает классную мотивацию иметь у себя больше юнитов, чем входит в вашу основную зондеркоманду.
В-шестых, монстры теперь тоже умеют бросать дружественные юниты – но, в отличие от людей, они не умеют их поднимать или держать в руках, а вместо этого просто перенаправляют прилетевшего в них товарища на несколько клеток в ту сторону, куда смотрят. В-седьмых, «невинные» монстры, живущие в предметах и являющиеся ценнейшим ресурсом в той фазе игры, где вы прокачиваетесь до четырехзначных уровней, теперь могут отправиться на ферму и расти себе спокойно без вашего участия. Если раньше можно было только ловить «невинных» в мирах предметов (как покемонов), то сейчас их можно еще и тренировать и выращивать (как, опять же, покемонов).
В-восьмых, у юнитов появилась шкала Revenge, напоминающая о лимитах из сериала Final Fantasy. Она копится, когда юнита или находящихся рядом товарищей бьют враги, и по накоплению дает увеличение характеристик, а героям, относящимся к властелинам миров, – еще и возможность применить суперспособность. В-девятых, рандомно создающиеся квесты, дающие широкий выбор дополнительных заданий.
В-десятых… Наверное, стоит все же остановиться. Новшеств очень много – от появившейся шкалы владения броней до кучи новых событий в теперь уже нелинейном мире предметов. Alliance of Vengeance при всей своей консервативности привносит достаточно много в формулу Disgaea, чтобы поклонники сериала, прошедшие все предыдущие части, остались довольны.
Для них же, кстати (впрочем, скорее, для поклонников всех игр NIS) Disgaea 5 предлагает широкий выбор DLC. Alliance of Vengeance и так очень богата на контент – кампания запросто отнимет десятки часов, а в мирах предметов можно провести вечность. Но Season Pass предложит, по сути, удвоить число сюжетных миссий. Входящие в него DLC позволяют героям Alliance of Vengeance повстречать центральных персонажей как предыдущих выпусков Disgaea, так и других игр Nippon Ichi – от Phantom Brave до The Witch and the Hundred Knight. И не просто повстречать, но и завербовать себе в команду. Не нравятся новые герои? Играйте за старых!
Новые герои и действительно имеют все шансы не понравиться. Первая Disgaea была остроумной и смешной, но потом авторы, кажется, ударились в самокопирование. Даже в здешних персонажах можно увидеть общие черты с героями оригинала: темно-синий полуголый демон Киллия в плаще немного напоминает Лахарла, а розовая самодовольная принцесса Серафина – Этну. Правда, они гораздо более однобокие и скучные, чем их прообразы.
Киллия, Серафина и другие персонажи Disgaea 5 объединяются в борьбе со всемогущим властелином Войдом Дарком, который завоевывает один мир за другим. В этом, собственно, и вся Disgaea 5: сюжет развивается очень медленно, ничего смешного или даже забавного не происходит, зато Киллия неустанно напоминает, как сильно он жаждет мести. Скучно и банально.
Disgaea 5 – это хорошая TRPG для тех, кто любит много качаться. По количеству возможностей сделать юниты еще сильнее с ней не сравнится никто, а за прохождением бесконечного количества этапов и превращением ваших героев в неукротимых терминаторов с миллиардами НР может пройти вечность. А вот здешние сюжетные сценки лучше все же проматывать.
Написано 31 декабря 2015 года для IGN Russia
____________________________________________________
Я из тех, кто не любит качаться, зато любит юмор. Поэтому с каждой следующей номерной частью Disgaea я разочаровывался в них всё больше и больше.
6.5