Обзор Silent Hill: Shattered Memories | настоящий психологический хоррор

🗾 25.03.2010 | 🗽08.12.2009 | 🏰 26.02.2010

Как и ожидалось от «Сайлент Хилла» на Wii, Shattered Memories погружает в себя с головой. Герой на экране столь идеально повторяет движения рук, что ассоциировать себя с ним получается само собой. Его приключение – это мое приключение, мой опыт.

-2

Я иду сквозь лес. Темно, холодно, одиноко, неуютно. Снежинки крутятся промеж безжизненных ветвей деревьев. Мой фонарик начинает мерцать; чем ближе я подхожу к стволу, на котором висит круглый венок, тем больше мой единственный источник света сходит с ума. Помехи достигают своего апогея; венок на секунду вздрагивает, словно испуская вздох; на мой телефон приходит SMS – предсмертное послание замерзающего в лесу человека.

Я набираю номер лесной службы, встретившийся мне чуть ранее. Конечно же, автоответчик – ночью, да еще и в такую погоду, никто не будет на работе. Путь преграждает забор; преодолев его, я оказываюсь перед бойлерной. Осторожно приоткрываю дверь и заглядываю внутрь. Ни души. И эта пустота тоже пугает. Я медленно иду; вслед за поворотами моего запястья фонарик выхватывает силуэты труб и котлов. Я же держу в голове путь к отступлению: а вдруг да пригодится? Выбравшись наружу, слышу звонок. Полицейская. Мне не до нее. Я прохожу через охотничий домик; чучело медведя угрожающе косится на меня. Дверь в сарайчик неподалеку заперта и вымазана в крови. Обшариваю окрестности; возле окровавленной куртки оказывается розовый кошелек с ключом. Внутри сарая вижу лишь силуэт, рыдающий над чем-то – не успеваю даже разглядеть, как все вокруг затягивается коркой льда. Я выглядываю наружу – то же самое. Словно весь мир вмиг умер, погребенный под темно-синей пленкой.

Для наглядности во время беготни от монстров объекты, которые можно уронить, подсвечиваются белым, а двери и преграды, через которые можно перебраться, – голубым.

Для наглядности во время беготни от монстров объекты, которые можно уронить, подсвечиваются белым, а двери и преграды, через которые можно перебраться, – голубым.

Вместе со льдом появляются они. Их – множество, я – один; они сильны, я беззащитен. Я заглядываю внутрь дома, в котором раньше было чучело, и вижу одного из них, скрывающегося за дверью; быстро прячусь под кровать. С замиранием сердца смотрю, как их ноги семенят мимо меня, но боюсь пошевелиться: вдруг невовремя, вдруг заметят?

И они замечают. Вытаскивают меня из укрытия; я вырываюсь, плечом вышибаю двери, несусь вперед – куда-нибудь, подальше от них. Знаю, куда мне надо, но сориентироваться на ходу невозможно: когда смерть дышит в затылок, нет времени достать телефон и посмотреть на GPS. Оглядываюсь: по пятам следуют двое; еще вот-вот и… Рядом с моим путем стоят какие-то колонны; не разглядывая их ни секунды, опрокидываю за собой поперек пути. Это немного удерживает преследователей, но сбоку появляются новые; я пытаюсь забраться на склон, меня стаскивают; судорожно сбрасываю одного, но на меня вешаются еще двое. Шансов нет.

Только гибель позволяет оторваться от игры.

-4

Восстать из пепла

Разработчики сразу же после анонса Shattered Memories неустанно подчеркивали, что она – не римейк, а «переосмысление» первой части. Это вызвало ряд вполне естественных вопросов: зачем вообще ворошить игру десятилетней давности? Почему бы, например, не написать свою собственную историю, ни на что не опирающуюся? Не испортят ли умельцы из Climax, поиздевавшиеся уже над сюжетом первой части SH в Origins, наши теплые воспоминания о странствиях Гарри Мэйсона? К счастью, опасения не подтвердились: Shattered Memories – лишь вариация на тему поиска дочери в пустынном городе, оперирующая схожими образами, но зачастую переворачивающая их с ног на голову. Практически все персонажи Shattered Memories перекочевали в нее из оригинала, преобразившись в процессе так, что их можно назвать пасхалками, отсылками к первому SH, но не более. Взять хотя бы доктора Кауфмана, переквалифицировавшегося в психологи!

-5

Схожим образом изменился и сюжет. Остался костяк – Гарри Мейсон ищет свою дочь Шерил в безлюдном городе Сайлент Хилле – но изменились едва ли не все обстоятельства. Город не мертв – просто люди попрятались от сильнейшего снегопада. Гарри не турист, а вполне себе абориген, только не помнит этого из-за автокатастрофы. Полицейская Сибил не только не выдаст герою оружие, но и запросто может заподозрить его в чем-то недобром и попросить проследовать в участок. И – да, здесь ключевое слово – «может». В Shattered Memories, как в каком-нибудь Left 4 Dead, каждое прохождение отличается от предыдущего. Гарри может быть относительно спокойным, а может и начать буйствовать из-за потери дочурки. Сибил меняет не только характер, но и внешность: блондинка с глубоким вырезом встретит вас далеко не каждый раз. За исключением основных сюжетных элементов разнится чуть ли не всё, вплоть до самых незначительных деталей.

Главным фактором, влияющим на то, какой перед вами предстанет игра, являются ваши же собственные ответы на задаваемые психологом вопросы. Доктор Кауфман – едва ли не первый персонаж, которого мы видим в игре и уж точно самый запоминающийся – упорно пытается влезть к вам в голову, выпытывая все ваши тайны, чтобы затем игра повернула их против вас… Или, по крайней мере, попыталась. Насколько это ей удается – вопрос открытый; подтвердить, что Shattered Memories действительно использует какие-то психологические методики, а не простой «китайский рандом», невозможно. Тем не менее, получающееся в итоге разнообразие идет игре на пользу.

-6

Выбор платформы очевиден

Графика в Shattered Memories великолепная – одна из лучших на Wii. Даже в 2010 году картинка кажется весьма привлекательной: мимика персонажей отлично отражает их эмоции, да и сам город выглядит реалистично – как будто совсем недавно он и вправду жил своей жизнью, а только что взял перекур на время сильного снегопада. На погружение в игру работает и геймдизайн: бесконечные двери со сломанными замками исчезли, у ландшафта появился рельеф, герой научился перебираться через невысокие заборы, исчезли вездесущие пропасти… Правда, на смену им пришли гигантские сугробы на дорогах. Частота их появления и неспособность Гарри на них забраться – единственное, что всерьез портит правдоподобность игрового мира. Все остальное – шик и блеск. Игровой процесс ни разу не прерывается загрузками, а взаимодействие с объектами проходят максимально естественно и интуитивно благодаря грамотному подходу к пульту Wii. Не будет преувеличением сказать, что Shattered Memories демонстрирует образцовое применение возможностей контроллера в action-adventure, и играть в нее на других платформах – значит лишать себя львиной доли удовольствия.

-7

Единственное, что Гарри носит с собой (кроме фонарика) – телефон. Универсальный девайс позволяет и звонить на любые встречающиеся номера, и фотографировать полюбившиеся места, и находить себя на карте с помощью GPS, и читать обрывки воспоминаний, воплощающиеся в виде SMS. И сохраняться тоже. Основные функции телефона быстро доступны по нажатию стрелочек крестовины, а при разговорах речь собеседника слышится непосредственно из динамика пульта. Уникальный контроллер Wii используется в Shattered Memories по каждому поводу: хоть у психолога в раскраску цвета добавить, хоть защелку с двери снять, хоть монстров с себя сбросить. И все это получается делать абсолютно естественно – как будто проворачиваешь это на самом деле.

Медаль за отвагу

Shattered Memories – самая смелая игра последнего времени. Разработчики не побоялись выкинуть из формулы «Сайлент Хилла» все лишнее, оставив лишь то, что работает либо на хоррорность, либо на повествование. Поскольку эти два аспекта не слишком-то хорошо друг с другом уживаются, геймплей в Shattered Memories четко делится на две составляющие: исследование и беготню. Битвы с монстрами исключились из уравнения вслед за нелогичными головоломками – но результат от этого не стал хуже.

На экране больше не появляется блоков текста: Гарри сам комментирует все, что видит. Хоть плакаты фильмов.

На экране больше не появляется блоков текста: Гарри сам комментирует все, что видит. Хоть плакаты фильмов.

Давайте посмотрим правде в глаза: геймплей в сериале Silent Hill никогда не был хорошим. Даже на момент выхода первой части в далеком 99-м его можно было назвать в лучшем случае терпимым, и чем дальше, чем сложнее было его терпеть. Возьми оружие, дойди до локации; обследуй ее, убивая монстров; потыкайся носом в закрытые двери, открой все остальные; собери все предметы, которые можно собрать; найди дурацкую головоломку, реши ее; скомбинируй предметы, вытащи ключ; переместись в альтернативную версию этой локации и повтори все то же самое; убей босса, посмотри сценку, беги дальше. Разработчики из Climax посмотрели на этот список (воплощенный ими в полной мере в богомерзком SH: Origins) да и вычеркнули половину. Осталась беготня (куда ж без нее?); остались ключи, достающиеся теперь куда более легко и естественно; остались монстры в альтернативном мире. И всё. Есть монстры – нет оружия. Вообще никакого. Ни пистолета, ни ломика, ни даже ножа – ничего такого, что могло бы придать уверенности в себе, что могло бы обеспечить хоть какие-то шансы в борьбе на выживание. Впервые за историю известнейшего хоррор-сериала герой по-настоящему уязвим: максимум, что он способен сделать с врагами – сбросить их с себя и бежать. И это замечательно.

-9

Если вы уже прочли авторскую колонку «О важности игрового опыта» из этого номера, то, наверняка, и сами уже заключили, что Silent Hill: Shattered Memories – заметный шаг вперед по направлению к настоящему искусству. К несчастью, среди поклонников сериала оказалось достаточно много людей, не готовых к такому качественному росту. Они сетуют на отсутствие головоломок, жалуются, что некого убивать и пытаются найти место для истории SM в общей сюжетной линии сериала, к которой она никоим боком не принадлежит. Зря. Смертность монстров и вооруженность героя очень сильно портит элемент выживания в survival horror, преобразовывая его в противостояние, в состязание с противниками (а при наличии достаточного количества патронов – и вовсе в тир с плохим управлением). А отстраненные от тематики игры головоломки (Шекспир в SH3, например) вытирают ноги о хваленую «психологичность» «Сайлент Хиллов». В контраст с ними загадки из Shattered Memories довольно легки, но при этом релевантны к рассказываемой истории. Сюжет же крутится, петляет, запутывает, оставляет кучу вопросов – лишь для того, чтобы в финале одним изящным росчерком перевернуть все с ног на голову и расставить все точки над «i». При этом в Shattered Memories практически нет провисающих, пустых мест. Игра не перестает удивлять до самого финала. Да что там! Чем ближе к развязке, тем она становится все краше и увлекательнее.

Shattered Memories – образец того, как надо «оживлять» загнившие игровые сериалы. Это не просто лучшая часть Silent Hill, но и огромный прорыв в жанре survival horror. Наконец-то кто-то осмелился наплевать на каноны и сделать хоррор с минимумом средств героя к самозащите (последний раз такое было, кажется, в Clock Tower на PS one, хотя Haunting Ground тоже пыталась осуществить что-то подобное). Наконец-то все элементы игры органично дополняют друг друга, составляя единое целое. Наконец-то на Wii вышел ужастик, умело использующий возможности контроллера для максимального погружения игрока в атмосферу. Без шуток, SH: SM – гениальная игра.

Написано 13 января 2010 года для «Страны Игр»

______________________________________________________

Всё так. Жаль, что фанаты серии предпочитают избивать медсестер трубами.

9.0